Юный Натуралист 1982-01, страница 6

Юный Натуралист 1982-01, страница 6

.1 '

Сегодня, делая обход, мы вышли к широкому озеру. Сухая морозная дымка окутывала его берега.

Володя Гриненко из 8-го «А» класса ударил по льду. Пешня, отколов кусок льда, отскочила.

«Да!» — Володя многозначительно посмотрел на ребят. Если лед тонок, то при ударе по нему пешней он стеклянно звенит, змеится трещинами. Озерный же лед на удары отзывался глухо.

Скинув с плеч рюкзак, я с трудом выдолбил лунку и, замерив ее, ахнул: сорок сантиметров! Такой лед мог выдержать даже тяжелый трактор.

Ребята расширили лунку, и Володя, встав на колени, попробовал воду. Резкого, застойного запаха не было. Вода как вода — светлая, просматривается глубоко.

Но у проруби появились щуки — одна, другая... Движения их были вялы.

Нам стало ясно, что не от хорошей жизни щуки вышли на прорубь: им явно не хватало кислорода.

— Надо «окна» во льду выпиливать,— подумав, сказал Володя.— Я вернусь в сторожку за инструментом, а вы, чтобы не терять зря времени, разбейте озеро на пять равных частей. Сделаем пять «окон»...

Вскоре над озерной равниной, слегка присыпанной снегом, раздался треск бензопилы. Ледяные осколки-опилки фонтанчиком брызнули на Володины валенки.

Мне тоже нашлась работа. Вместе с ребятами я относил в сторону зеленоватые блоки льда, ровнял края прорубей. А чтобы проруби снова не взялись льдом, мы в каждую, из них вставляли снопы камыша, нарезанного- невдалеке, в болотце. Через эти, полые внутри, камышинки озеро будет дышать...

Завечерело, когда Володя пропилил последнее. пятое «окно» во льду озера и, взвалив

бензопилу на плечо, согнувшись, побрел к сторожке, к бревенчатой избушке, построенной три года назад школой. Я же с несколькими ребятами задержался на болотце— резал камыш для «окна»...

Возвращаясь из обхода, в густых сумерках мы увидели юннатскую сторожку, слегка потемневшую от ветров и стужи. Из ее трубы вился дымок. Значит, Володя уже истопил печь, и я представил, как сейчас в печи веселый огонь торопливо лижет сосновые поленья.

Хотя от усталости мы валились с ног, настроение было приподнятое. Пусть крепчает мороз, лютует вьюга — все равно в лесных озерах, за которыми присматривают юннаты, рыба дождется весны!

В. МАКСИМОВ

Живут на свете розы

Владимир Константинович Дьяков никогда не отказывал себе в удовольствии встать часов в шесть утра, когда лучи солнца еще горизонтальны и оранжевы, выйти в сад и в который уже раз полюбоваться розами: в этот час капли росы на лепестках кажутся перламутро-во-цветными жемчужинами.

Вышел он в сад и в то сентябрьское утро. Остановился у старой яблони и обомлел: в трех шагах от него перемахнувший, видимо, через забор мальчишка в школьной форме деловито обламывал с куста махровые розы. Юный вар-