Юный Натуралист 1982-02, страница 16

Юный Натуралист 1982-02, страница 16

tJSfc

Снег уже несколько дней кряду мельтешил за окном. Напуганные метелью вороны не улетали за пределы города и сидели на заснеженных ветках скучные и нахохленные. Синицы, которые уже пробовали свой голос в тихие дни, теперь, в непогоду, молчали и вообще редко попадались на глаза. Только раз синичка опустилась на подоконник, стукнула клювом в заиндевелое стекло и улетела.

Но вот ветер сменил направление и потянул с юга теплой сыростью. Сразу запахло талым снегом. Низкие тучи серыми клочьями, почти цепляясь за макушки старых лип, ползли с той стороны, откуда только через два долгих зимних месяца появятся первые вереницы прилетных птиц. Кора на деревьях потемнела. С веток начало капать, и на подтаявшей дороге затоковал сизарь. Он кружил вокруг голубки, распустив веером хвост, раздувал шею, и она отливала зелеными и пурпурными перьями. Самка, мелко семеня красными лапками, отбегала в сторону, но голубь догонял ее и, то выпрямляясь, то припадая грудью до самой земли, загораживал ей путь, громко воркуя. С этого дня на площадке, где подкармливали голубей, эту парочку всегда можно было видеть вместе. Самец не отставал от своей подруги и следовал за ней по пятам.

Прошла неделя со дня их знакомства. Самец начал подбирать соломинки и тон

Токующий сизарь

кие ветки и носить их на чердак, где в укромном, не продуваемом ветром углу он облюбовал место для гнезда. Голубка была уже там. Она принимала у голубя прутики и подкладывала под себя. Через несколько дней голубка отложила крупное белое яйцо, одинаково округленное с обоих концов. Через день после полудня в гнезде появилось второе яйцо. На этом яйцекладка закончилась. Началась долгая пора насиживания.

На дворе морозы сменялись снегопадами, метели чередовались с оттепелями. А голуби попеременно несли свою вахту на гнезде. Голубь насиживал днем, голубка сменяла его вечером и сидела до утра. На восемнадцатый день скорлупа разломилась на две половинки, и на свет появились беспомощные, слепые, покрытые редким желтым пухом птенцы. Непомерно длинные мягкие клювы делали голубят еще более смешными. Когда надо было накормить птенцов, взрослые птицы наклонялись к голубятам, те засовывали длинные клювы в раскрытый клюв родителей и получали порцию «птичьего молока».

В отличие от всех других птиц в период выкармливания птенцов у голубей в зобу производится особая питательная творожистая масса. А так как это вещество образуется под действием гормона — пролактина, регулирующего и работу молочных желез млекопитающих, то его не без основания называют «птичьим молоком».

Первые дни малыши получали только эту необыкно

Горлица на гнезде.

венную «молочную кашку». Затем вместе с ней стали глотать и размягченные в родительском зобу зерна. Почти месяц росли голубята. Потом покинули гнездо и начали бегать по чердаку, тонким писком выпрашивая корм. Крылья и хвост сошедших с гнезда птенцов были еще коротки для полета, и еще десять дней голубята оставались вблизи гнезда. И вот, когда начало пригревать весеннее солнце, в кормящейся стае голубей стали появляться молодые. Они отличались от взрослых более тусклой окраской, темными лапами и голой кожей вокруг клюва. А у некоторых среди перьев на голове торчали длинные желтые пушинки. На сорок пятый день жизни голубята научились самостоятельно отыскивать корм.

У некоторых городских сизарей птенцы уже успевают покинуть гнезда, когда с юга на родину возвращаются другие наши дикие голуби.

В самом начале апреля прилетают клинтухи. Неделей лозже появляются крупные вяхири, или витютени. А заканчивают прилет голубиных (к началу мая) стройные легкокрылые горлицы. С этой поры в многоголосье весеннего леса органически вплетаются голоса диких голубей. Гнездовая жизнь наших голубей сходна. Все они откладывают только по два крупных белых яйца, сходных по форме и отличающихся только размерами. Яйцо горлицы около трех сантиметров длины, у сизаря и клинтуха — около четырех, а у вяхиря —