Юный Натуралист 1982-02, страница 22

Юный Натуралист 1982-02, страница 22

21

шие волокна. Внутренний слой состоял главным образом из мха. По краям гнезда лежал снег.

В другой раз я навестил знакомую семейку клестов 18 февраля. В гнезде оказалось четыре яйца, по белому фону которых были разбросаны различной формы и размера коричневые пятна, крапинки и мелкие точки. В этот день был сильный мороз: термометр показывал 26 градусов.

27 февраля появился первый птенец, а 1 марта вывелись остальные. Маленькие нежные розовые комочки, покрытые сверху тончайшим пушком, лежали в гнезде, плотно прижавшись друг к другу. Требуя пищи, они поднимали головы и раскрывали рты. Относительно массивный клюв имел на конце надклювья хорошо заметный маленький «яйцевой зуб». В пищеводе у птенцов были видны белые, очищенные от кожицы еловые семена.

Необычное впечатление производят крошечные птенчики, лежащие в гнезде, а вокруг снег, метет метель.

При осмотре гнезда 7 марта взрослых птиц сначала не было. Спустя некоторое время они прилетели и с тревожным цоканьем стали летать около гнезда, заметно волнуясь за свое потомство. Следовательно, и самец и самка теперь улетали за кормом одновременно, оставляя птенцов на сравнительно большой срок в открытом гнезде. В это время мороз был около десяти градусов, а утром термометр опускался до отметки — 22.° По-видимому, птенцы переносят столь низкую температуру воздуха благодаря высококалорийному корму (семена ели содержат 30 процентов жира) и теплому пуховому покрову. За шесть суток, прошедших с момента вылупления птенцов, они изменились очень мало, стали лишь немного крупнее и темнее, да пуха стало побольше. Один из птенцов был еще слепой, у других глаза начинали только прорезаться. Птенцы лежали в гнезде, подвернув головы под брюшко и выставив только спину, покрытую довольно высоким пушком.

21 марта птенцы покинули гнездо. Один из них сидел здесь же, несколько выше гнезда, два других — на соседней ели. Таким образом, птенцы клестов проводят в гнезде три недели. За последние дни они сильно выросли и хорошо оперились.

Первое время выводок клестов держался поблизости от гнезда. Родители кормили птенцов довольно долго, до тех пор, пока они не стали самостоятельно добывать себе корм. Связано это с длительным процессом формирования и укрепления клюва у птенцов.

Теперь о кукше. Она тоже гнездится в морозный период.

Во время исследований орнитологической фауны Якутии, в конце первой половины

апреля я специально отправился на поиски гнезда кукши. В тайге в это время лежал глубокий снег и по утрам морозы достигали 30 градусов. Три дня я на лыжах бродил по окрестным лесам. В тайге было тихо, из птиц попадались лишь тетерева, вороны, большие пестрые дятлы, поползни, бурого-ловые гаички, чечетки и кукши. Вот и все. Наконец мне удалось найти гнездо кукши. Это случилось так.

В лиственничной тайге увидел я двух кукш, которые тщательно осматривали древесные стволы и время ют времени извлекали из-под отставшей коры зимующих там личинок и гусениц, напоминая в этом отношении поползней или гаичек.

Кукши удивительно доверчивы и спокойны. По временам слышалось тихое пение одной из птиц. Присмотревшись, я увидел гнездо. Оно помещалось на высоте полутора метров между двумя стволами лиственниц, горизонтальные сучья одного дерева служили основанием для гнезда.

У гнезда были толстые стенки и дно. Главную массу строительного материала составляли древесная труха, волокна луба, коконы пауков и насекомых, перья птиц, а также береста и кусочки осиного гнезда. Лоточек был выложен большим количеством перьев и пуха каменной неясыти, глухаря, рябчика, тетерки, восточной горлицы, мохноногого сыча и других птиц, что делало его очень теплым. Кукша-самка сидела на гнезде очень крепко. Сначала я потрогал ее за клюв, погладил по спине, а после этого тихонько взял и поднял с гнезда, чтобы посмотреть его содержимое. В нем оказалось два яйца бледно-зеленоватого цвета со светлыми буровато-серыми пятнами и крапинками. Затем я снова посадил кукшу на место, и она продолжала насиживание. Только широко раскрытый клюв выдавал испуг и сильное волнение.

Во второй половине дня, захватив фотоаппарат, я снова отправился к гнезду кукши. Птица по-прежнему сидела там. Благодаря глубокому лоточку все тело птицы было погружено в гнездо. Я осторожно взял кукшу и посадил ее так, как мне было нужно для фотографирования, то есть повернул птицу головой в сторону объектива. После такой манипуляции кукша как ни в чем не бывало продолжала насиживание. Инстинкт подсказывал, что при морозе нельзя оставлять гнездо — померзнут яйца, погибнет потомство.

Почему кукша выводит птенцов в то время, когда кругом еще лежит снег и трещат морозы, сказать трудно. Еще не все загадки из жизни птиц нам известны.

К. ВОРОБЬЕВ,

доктор биологических наук Рис. Н. Кондакова