Юный Натуралист 1982-03, страница 37

Юный Натуралист 1982-03, страница 37

37

И нет в этом ни капли фамильярности. Скорее искренняя преданность и уважение.

Так его называли юннаты Московского зоопарка, куда Петр Александрович пришел в 1924 году руководителем орнитологической секции. Вскоре он стал заместителем директора зоопарка по научной работе и взял на себя заботу о только что созданном кружке юных биологов зоопарка (КЮБЗе). Примерно в ту пору изобразил его художник А. Н. Комаров на рисунке, который открывает эту статью. Петру Александровичу было уже 42 года. За плечами огромный опыт биолога широкого профиля. Именно этот опыт и разнообразие интересов сформировали ученого с необычайно богатым биологическим кругозором.

Еще в детстве, которое до 11 лет проходило в деревне под Серпуховом, у будущего натуралиста возник неутолимый интерес к животным, их образу жизни, повадкам. Он был развит в реальном училище Воскресенского в Москве, где были талантливые педагоги-естественники.

В 1910 году Петр Александрович заканчивает Петровский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). Он учился у академика В. Р. Вильямса и одновременно посещал лекции по зоологии в Московском университете. Получив специальность агронома-почвоведа, работал в биологических экспедициях (Казахстан, Сибирь), изучая почвы, растения и животный мир, постепенно формируясь как натуралисте глубокими знаниями ботаники, зоологии, охотоведения, агрономии. Он был страстным охотником и рыболовом. Научился понимать «язык» многих животных. Умело подражал голосам разных зверей и птиц. В сравнительно короткий срок он накопил массу ценнейших наблюдений и сведений о жизни природы. Это было непросто и нелегко в те бурные годы. Ведь он был призван на фронт в 1914 году, затем служил в Красной Армии, защищая завоевания Октябрьской революции, и потому хорошо знал цену миру и творческому труду.

После революции он работает в различных земельных органах, отдавая свои силы и знания строительству первого социалистического государства. В 1922—1923 годах руководит Агитационным агропоездом имени В. И. Ленина, пропагандировавшим сельскохозяйственную политику Советской власти.

Все эти «университеты» как нельзя лучше подготовили ученого к главному делу его жизни.

Молодой Советской Республике необходимы были специалисты, умело использующие достижения науки для скорейшего развития народного хозяйства. Нужны были грамотные и деятельные люди, не боящиеся

лишений и трудностей, люди увлеченные и ищущие. Маленький кружок юных биологов Московского зоопарка стал одним из центров подготовки таких кадров.

Недавно я встретился с тремя кюбзовцами первых лет и попросил их поделиться воспоминаниями о Петре Александровиче. Вот что они рассказали.

Елена Дмитриевна Ильина, профессор кафедры звероводства Московской ветеринарной академии имени академика К. И. Скрябина.

— Я пришла в кружок в год его основания. Нашим главным руководителем и воспитателем, конечно же, был дядя Петя. Он научил нас смотреть и видеть, то есть постоянно вести наблюдения и делать из них правильные выводы. Причем важно было увидеть не самое большое и яркое, бросающееся в глаза, а самое важное, нужное в данный момент.

Если у нас в работе не сходились «концы с концами», он требовал постановки экспериментов, изменений условий, перепроверки данных с тем, чтобы в конце концов вопрос был решен верно и до конца.

Но одновременно Петр Александрович не допускал слепого преклонения перед авторитетами, подгонки данных под уже высказанное кем-то мнение, осуждал боязнь сказать новое.

Иногда получалось так, что наши наблюдения противоречили каким-то предположениям, ранее высказанным самим дядей Петей. И когда «экспериментатор» начинал передергивать факты, оправдывая свои «притянутые за уши» выводы тем, что: «Вы, дядя Петя, нам так говорили...» — следовал ироничный ответ: «А мало ли что я говорил, ты'сам-то как думаешь?» Он учил нас быть честными и смелыми. Не пасовать перед трудностями, не лукавить и не изворачиваться.

Часть кюбзовцев была допущена к проведению экскурсий по зоопарку. Чтобы получить разрешение на эту работу, надо было сдать строгий экзамен. Мы изучали всех представленных в зоопарке животных — их биологию, особенности. Наиболее сложным было определение на глаз самок разных уток.

Все они на первый взгляд казались одинаковыми. Но нам надо было хорошенько запомнить отличительные признаки каждой с тем, чтобы, если среди экскурсантов окажется специалист, и перед ним не ударить в грязь лицом.

Нередко ведешь экскурсию и вдруг среди экскурсантов замечаешь дядю Петю, который, представляясь посторонним, начинает задавать «ехидные» вопросы. Если экскурсовод сбивался, нервничал, дядя Петя уходил, но потом, иногда очень длительное время, он беззлобно подтрунивал над неу