Юный Натуралист 1982-05, страница 13

Юный Натуралист 1982-05, страница 13

14

после того памятного схода стало по-особому бережным. К примеру, даже в тяжкие и люто холодные годы Великой Отечественной войны люди не срубили в нем ни одного деревца, дрова заготавливали в других местах. И нынче, когда здесь звенит топор, то он оповещает окрестности, что в лесу идет рубка ухода. Она у нас ведется лесхозом совместно с ребятами. В бору нет ни валежин, ни сухостоин, повсюду достаточно свежих разнообразных насаждений, обогащающих подлесок. И во всем этом, скажу не без гордости, немалая заслуга наших ребят из школьных лесничеств «Журавленок» и «Муравей», а также комсомольцев и пионеров всех шушенских школ.

— Помогают ленинскому лесу ребята и из других мест,— продолжал Саша.— Например, за Енисеем, километрах в двадцати отсюда, есть старинное село Очуры, которое славится своим лесопитомником. Там уже много лет подряд работает школьное лесничество. Под началом директора питомника Галины Васильевны Батц тамошние берендеи выращивают сеянцы тополя, ивы, березы, клена, вяза, акации, облепихи, черемухи. Сеянцы эти идут для озеленения населенных пунктов Саянского территориально-производственного комплекса, включая Абакан, Минусинск, Саяногорск и Шушенское. Поэтому в нашем бору немало мест, где растут саженцы, родина которых — Очуры. Снабжают нас саженцами из питомника хвойных пород и юные лесоводы села Ермаковского. В общем, о ленинском лесе заботятся ребята всей обширной шушенской округи.

Вспомнив сейчас этот экскурсоводческий рассказ Саши, я спрашиваю, каким представляется ему и его друзьям Шушенский бор в будущем. Саша отвечает без промед

ления, видимо, давно готовый к подобному вопросу:

— Таежным. По планам ученых-лесоводов из Москвы и Ульяновска в бору уже давно ведутся архитектурно-ландшафтные насаждения, проложены дорожки, восстанавливаются обмелевшие Перово и Бута-ковское озера, где когда-то охотился Владимир Ильич.

Саша указывает на подлесок. Тот сплошь состоит из ядреных полуметровых елочек, как бы кружащихся в хороводе вокруг красавиц берез. Березы да еще с еловым подростом в знойной Минусинской котловине — явление не только небывалое, но и по-своему дерзкое: ведь в здешних климатических условиях даже сосне трудно жить в здравии. А эти здравствуют, причем как на карнавале!

Ребятам хочется в 2000 году увидеть в Шушенском бору живой памятник Владимиру Ильичу. Это будет подарок вождю к его 130-летию и к 100-летию со дня его отъезда из сибирской ссылки.

Саша долго рассказывает еще о делах и замыслах шушенских пионеров. Слушая его, я ищу истоки их вечной эстафеты. И нахожу, что они уходят в глубь времен к Человеку, который заложил основы самого передового отношения к жизни, ибо вечная эстафета юных шушенцев есть не что иное, как яркое проявление истинно ленинского отношения к природе.

И еще я думаю о Саше. Он, как и сотни других здешних ребят, идет в большую жизнь верным путем. Ибо путь свой он избрал через общение с природой, с ленинским лесом, через причастность к бессмертному делу великого Ленина, вложившего в руки человечества Вечную Эстафету Добра.

И. ПОНОМАРЕВ

И вправду говорят: кони будут сниться мальчишкам всегда. Серые, гнедые, вороные. Дончаки, кабардинские, буденновские... Выкупанные в росах, выгулянные в лугах. Вместе со сказочными витязями и Ильей Муромцем скачут мальчишки на своих горячих конях защитить слабого, отстоять правого, не дать в обиду справедливого. Мчат вместе с красноармейцами на выручку Чапаеву. А слушая рассказы дедов, видят раскинутые крылья бурки Льва Михайловича Доватора, скачущего в далеком сорок первом... Разве бывают мальчишки, не мечтающие о подвиге!

А что, если наяву проскакать пионерам по местам былых боев, да так, чтобы подковы высекали искры, седло скрипело и рубашка пузырилась от встречного ветра?.. Чтобы не только по учебнику истории попытался мальчишка понять дух того героического времени, но и сердцем прикоснулся к подвигу?

Такова была идея ребячьего конного похода по местам боев кавалеристов-доватор-цев, которая вскоре воплотилась в жизнь. Помогли этому тренеры-конники, учитель труда, журналисты, рабочие подмосковного совхоза «Останкино», работники детской туристской станции, ветераны войны. Но как отбирать ребят для похода? Взять всех желающих невозможно. Коней не хватит. Пусть имена кандидатов назовут сами ребята. И не просто назовут, а докажут, что именно их одноклассник достоин быть бойцом пионерского эскадрона. Поход ведь не прогулка. Все в нем придется делать самим. Конечно, преимущество будет за сельскими ребятами, активистами Всесоюзной пионерской операции «Зернышко». Как правило, конь им давно верным другом стал. Возят на нем сено, бидоны с молоком, скачут к дорогам, по которым идут грузовики с зерном,— берегут урожай.

И полетели письма: «Прочитал о походе.