Юный Натуралист 1982-05, страница 12

Юный Натуралист 1982-05, страница 12

с

шлось потратить немало трудов на борьбу с жестокой в здешних местах ветровой эрозией. Из года в год терпеливо сажали они на горках молоденькие сосны и сеяли различные травы, но все безуспешно: ветер то и дело выдувал и уносил вместе с песком все саженцы и семена трав. Так длилось долго. И только в 70-х годах на-конец-то отыскали надежный способ закрепления песков — посадили на горках тысячи ив и тополей, опутали все склоны плетнями из ивовых ветвей, а Журавлиную горку еще и дерном во многих местах покрыли. Горки были спасены.

Заслуга в этом деле принадлежит в первую очередь комсомольцам и пионерам шушенских школ, крепко поработавшим на горках Ильича под руководством лесоводов лесхоза «Шушенский бор». Нынче многие из этих ребят уже учатся в вузах и техникумах, служат в армии, трудятся в колхозе или на производстве. Но горки, как и весь бор, не остались без присмотра, потому что место тех, кто отучился, тотчас же заняли другие ребята — такова традиция юных шушенцев в заботе о ленинском лесе.

Обо всем этом мне рассказывает сегодня ученик школы № 1 имени В. И. Ленина Саша Верник, который пригласил меня с утра в мемориальный бор поглядеть весну. С Сашей мы познакомились еще три года назад, когда он был пионером. Теперь у него на груди комсомольский значок. Саша хорошо знает историю пребывания Владимира Ильича в сибирской ссылке. Недаром он член клуба юных экскурсоводов по музею-заповеднику. В этом клубе ребята помимо знаний приобретают экскурсоводческие навыки, чтобы умело помогать работникам музея при встрече посетителей, которых в Шушенском бывает ежегодно более двухсот тысяч.

Большой природолюб и юннат, Саша в своей экскурсионной работе уже второй год освещает тему «Ленин и шушенский лес». Он водит группы гостей по окрестностям села — на горки Ильича, к шалашу на берегу озера Перово и в другие памятные места.

В бору много столетних сосен с номерами на коре стволов. Некоторые из них обнесены красивыми оградками. Прошлым летом я наблюдал, как Саша подвел группу красноярских юннатов к одной из таких сосен и заговорил:

— Этому дереву более ста лет. Если бы оно умело говорить, то поведало бы нам, каким был здешний лес в самом конце прошлого века, когда по нему хаживал 27-летний революционер Владимир Ильич Ульянов, сосланный царем в наш край на три долгих года.

Перенесемся в 1897 год. Лес тогда рубили, корчевали и выжигали здесь под паш-

НА ФОТО:

1. Протока Енисея у Шушенского. Недалеко отсюда в 1899 г. В.И.Ленин, Н.К.Крупская и другие политические ссыльные отметили пролетарский праздник Первое мая.

2. Памятник В. И. Ленину на берегу реки Шуши.

3. Дом крестьянина А. Д. Зырянова, где жил В. И. Ленин первый год Шушенской ссылки — с 8 мая 1897 г. по июль 1898 г. Ныне здесь Дом-музей В. И. Ленина.

ни и сенокосы, причем делали все это бессистемно. И несдобровать бы лесу наверняка, если бы в 1919 году крестьяне-шу-шенцы не объявили его на сельском сходе заказником и не решили восстановить. Но чтобы восстановить лес, требуется много времени. Поэтому прошло не одно десятилетие, прежде чем на местах бывших пашен и сенокосов появился молодой лесок, который лишь совсем недавно превратился в настоящий бор, каким мы его видим сегодня. Отношение шушенцев к бору

У ИСТОКА ВЕЧНОЙ ЭСТАФЕТЫ

Тих и ясен весной Шушенский бор. В глубоких низинах еще стоит талая вода. По оврагам, в самых затемках, доживают свои последние часы остатки снежных сугробов. Но на солнечных взгорках сквозь серые пласты сухой прошлогодней листвы и хвои уже вовсю пробивается ранняя зелень. По-над оврагами, на прогретых суглинках, щедро и густо рассыпала золотистые звездочки мать-и-мачеха, а на вершине небольшого холма, от которого тянет теплом, как от остывающей русской печи, нежно розовеют цветы медуницы, и первый шмель уже собирает с них сладкую дань.

Выхожу из сосняка на просвет, а это вовсе и не просвет, а скопище стройных берез в сосновом бору. Прозрачность белого частоствола, если направить взор в его глубину, как бы заполнена малахитовой дымкой: это из лопнувших почек на черно-серебряных ветках проклюнулись тысячи слабеньких клейких листочков. От зелени остро и пряно веет весной, а запахи старой листвы напоминают о грибной поре прошлого года. Небо над лесом лазурное, без единого облачка, и с самой тверди его льется журчаще-стригучая трель жаворон

ка; птицу не видно, и оттого кажется, будто поет само небо, а вместе с ним и весь березняк.

Березняк — откуда он здесь? Ведь еще четверть века назад, когда я впервые побывал в Шушенском бору, его тут не было. Не бросался он так хлестко в глаза своей белизной еще и лет пять назад. А нынче — на тебе, объявился, будто в зимнюю стужу из снега родился. Впрочем, в том, что в Шушенском сосновом бору выросла роща ядреных берез, нет ничего странного, как и в том, что весь этот бор год от года становится краше и благоустроенней. Ведь он связан с именем Владимира Ильича Ленина и составной частью входит в мемориальный комплекс «Сибирская ссылка В. И. Ленина». Поэтому отношение к нему особое: люди стараются не только сохранить бор, но и привнести в него все лучшее, что только позволяют почвы и здешний климат.

А они, к сожалению, позволяют не очень многое даже в деле сохранения того, что есть. Например, чтобы сберечь Песчаную и Журавлиную горки, на которых любил отдыхать Владимир Ильич в пору его трехлетнего пребывания в ссылке, людям при-