Юный Натуралист 1982-08, страница 18

Юный Натуралист 1982-08, страница 18

НЫХ фиолетово-синих пере-ливниц, крупных тополевых ленточников. Исчезли многие бражники. Зато много стало больших лесных перламутровок, а на чертополохе появился в великолепном черном, белом и красном бархате красавец адмирал. В воздухе носятся стрекозы. Большие синие и коричневые коромысла вьются над солнечными лесными полянами, над водой гоняются за мошками золоти-сто-зеленые бабки, легкие фиолетово-синие красотки, крошечные лютки.

Птицы сбиваются в стаи. Над полями черными тучами кружат грачи. По. лесам стаями кочуют синицы, поползни и корольки, по опушкам держатся пеночки, славки, мухоловки, отдыхают на телеграфных проводах стайки ласточек. Гнездовый период у большинства птиц средней полосы закончился. В начале месяца вылетают из гнезд молодые стрижи, вторые выводки коньков. Только запоздалые ласточки-касатки да дикие голуби продолжают выкармливать птенцов.

В это время на северном или дальневосточном птичьем базаре мы увидим много птиц. Вереницы и стайки их носятся в воздухе в разных направлениях, одни летят в море, другие возвращаются с кормом обратно. Мелькают белобрюхие кайры, черными стрелами летают краснолапые чистики, легко скользят по воздуху глупыши. С воды, долго разбегаясь, срываются вспугнутые катером смешные хохлатые топорки с непомерно большими плоскими красными клювами.

Птичий базар оживает с конца марта или начала апреля, когда к местам гнездовий возвращаются первые глупыши. Потом появляются кайры, моевки. В мае базар уже очень шумный, потому что возвратилось большинство его жителей. Моевки начи-

Кайры толпятся на узких карнизах, едва помещаясь на них.

Топорки около нор.

нают строить гнезда, а глупыши приступают к откладке яиц. В июне несутся кайры, чистики, топорки.

Кайры занимают узкие карнизы, где едва помещаются большие пестрые яйца и сами птицы. Конусообразная форма яиц предохраняет их от скатывания с голых скал, когда птица ^стремительно срывается с гн«|зда. Насиживающие -кайры похожи на продавцов в белых передниках, выстроившихся в торговых рядах. А общий многоголосый шум еще больше усиливает это впечатление.

Чайки-моевки строят гнезда из сухой травы, мха и водорослей. Они ухитряются так искусно прикрепить громоздкие постройки к почти отвесным скалам, что многие гнезда служат птицам в течение целого ряда лет. Бакланы сооружают гнезда на более широких выступах. Там, где между трещин скал пробились пучки зеленого колосня-ка, поселяются глупыши — морские птицы из отряда трубконосых. Они устраивают примитивные гнезда, выложив углубления в почве сухой травой. На эту скудную подстилку откладывается единственное крупное белое яйцо.

11очему же не видно гнезд топорков, во множестве обленивших вершины скал? Эти дальневосточные птицы, как и их северные родственники тупики, гнездятся в длинных норах, вырытых птицами в

По-прежнему стоят жаркие солнечные дни. Но первые седые утренники уже не раз прихватывали землю. Природа постепенно меняет яркую зеленую палитру на желтые, охристые и бурые тона. Бушуют в полях золотые краски жатвы. Отцвели многие лесные и луговые цветы. Цветут скабиозы, луговые васильки, заячья капуста. Но их голубые и сиренево-розовые соцветия теряются среди желтизны многочисленных ястре-бинок, крестовника, золотой розги и кульбабы.

Запылали желтыми кострами и высокие пижмы вдоль дорог. В листве деревьев появились первые лимонные отметины. Мелькают над осенними цветами желто-ко-ричневые углокрыльницы, крапивницы, желтушки и белянки. Но пропали яркие пестрянки, не видно роскош-