Юный Натуралист 1982-08, страница 21

Юный Натуралист 1982-08, страница 21

19

дорог дают муравьям известные преимущества. Широкую дорогу не перегородит случайно упавший с дерева лист и не выведет ее надолго из строя.

Луговые дороги, напротив, бывают узкими, не более шести сантиметров в ширину, но зато муравьи их делают глубокими, снимая до двух сантиметров грунта. Самое трудное при прокладке луговых дорог — избавиться от травы. Поневоле муравьям приходится глубоко копать землю.

Во время дождя муравьиные дороги заливает вода. Но шестиногие труженики большой беды в этом не видят. Они загодя чувствуют приближение ненастья и в такую погоду своего жилища не покидают.

Муравьиные дороги сооружаются не на один сезон. Они сохраняются десятками лет.

Еще более искусные дорожники — термиты. Эти насекомые боятся света и сухого воздуха, поэтому обычных дорог не строят, а роют подземные ходы. А когда им нужно проложить дорогу к вершине высокого дерева или по каменному фундаменту здания, насекомые строят крытые галереи, сооружая их из глинистых кусочков почвы. Внутри галерей поддерживается чистота и довольно высокая влажность. Чтобы воздух не становился слишком сухим, рабочие термиты постоянно «поливают» свои крытые дороги, обрызгивая стенки выделяемой ими жидкостью.

Для семьи термитов очень важно, чтобы у них всегда была вода. Для этого у нас в Средней Азии шестиногие строители роют подземные коридоры к ближайшему арыку или вертикальные шахты, достигающие уровня грунтовых вод. Особенно трудно добывать воду туркестанскому термиту, который живет в сухих степях и пустынях. Эти насекомые проделывают поистине титаническую работу, прокладывая вертикальные шахты на глубину до пятнадцати метров и, так сказать, на собственном горбу таскают воду на высоту пятиэтажного дома.

В устройстве подземных гнезд тоже немало удивительного. Так, большой закаспийский термит строит термитники высотою до одного метра и в диаметре до пяти метров. Весной и осенью эти термиты живут в поверхностных камерах у юго-восточного фасада, лучше всего прогреваемого солнцем. А в самое жаркое время года переселяются в поверхностные камеры северо-западного фасада. Здесь прохладнее. Камеры центральной част;и гнезда используются под склад кизяка собственного производства. Эти склады одновременно служат печами, где, медленно окисляясь, гниет кизяк. Тепла выделяет он немного, но в холодные ночи и зимой даже такие печи приносят огромную пользу.

Старательными и способными строителями термиты стали поневоле. Ведь эти насекомые живут безвылазно в собственном доме, почти никогда не покидая его стен.

Пищей большинству наших термитов слу

жат сухие травинки, стебельки и веточки растений, но насекомые умудряются собирать такую пищу, даже не выходя из своего дома. Гнездо туркестанского термита строится в земле и не имеет выводов на поверхность. К местам сбора корма роются подземные коридоры, которые выходят на поверхность в значительном удалении от гнезда. У большого закаспийского термита их длина иногда достигает семидесяти метров. На поверхности насекомые тянут плоские тонкостенные галереи до тех пор, пока не наткнутся на подходящий стебелек. Дальше галерейка строится над травинкой. По мере того как строительство продвигается вперед, от стебелька, оказавшегося внутри галереи, насекомые отгрызают кусочки и уносят их в гнездо.

Туркестанские термиты возводят удивительные сооружения — тонкостенные футляры из глинистой почвы, окружая ими сухие кустики солянки, полыни и других растений. Трубочку-футляр они строят достаточно быстро, в среднем по семь сантиметров в день. Ее сооружают так, чтобы заключенный внутри стебелек нигде не коснулся стенки футляра. Потом стебелек у основания подгрызают, и рабочие термиты начинают втягивать его внутрь.

Муравьи тоже любят сооружать подземные коридоры. Катакомбы бразильских листорезов Атта соединяются подземными туннелями протяженностью в десятки метров. Желтый садовый муравей, достаточно обычный в наших широтах, живет в земле. На поверхности появляется крайне редко. Его колонии бывают огромны, из сотен гнезд, связанных между собой подземными галереями. От трухлявого пня, где поселились муравьи-дрсиоточцы, уходят подземные туннели на десять-пятна-дцать метров, по которым на свои охотничьи участки отправляются их фуражиры. Наличие