Юный Натуралист 1982-11, страница 37

Юный Натуралист 1982-11, страница 37

Приехавший к нам геолог Южно-Казах-станского геологического управления рассказал, что озеро это ледникового происхождения и лежит в воронке моренных отложений. В моренах же легко возникают промоины. Такие промоины, вернее, целые каналы сифонного типа, вероятно, и образовались на дне озера Кок-Коль. Время от времени в зависимости от осадков и особенностей подземного гидрогеологического режима вода засасывается в донные каналы. Тогда и видны мелкие воронки или извивы «тела чудовища». Когда же происходит мощный засос воды, очевидно вместе с воздухом, озеро начинает «кричать». Такой водоворот, естественно, может втянуть под воду ничего не подозревающего купальщика или оступившееся животное. Понятно также, что подземные каналы-сифоны как-то регулируют и уровень воды в озере.

Все? Не совсем. Мне не давали покоя некоторые красочные детали легенды. Ясно, почему «чудовище» описывалось в ней похожим на змея. Но ведь его упорно сравнивали еще и с верблюдом, причем не вообще с верблюдом, а с одногорбым и белым! Как могли змеевидные колебания воды превратиться в такой образ?

Долго часами я наблюдал озеро с разных точек и в погожие дни и в ненастные. Наконец терпение мое было вознаграждено. Однажды с перевала стремительно надвинулись белые-пребелые облака. Это были снеговые тучи, которые тут же вытряхнули на вершины гор обильный снег. На нас же обрушился крупный холодный дождь. Над теплым озером поднялся пар. Сплошной лентой, в один ряд, под воздействием потока воздуха поползли белые плотные облака. И вдруг они стали принимать очертания каких-то горбатых фантастических животных. Достигнув крутого берега, передняя часть облака вытянулась, образуя длинную шею, конец которой, попавший в небольшую седловину, распух чудовищной головой. Даже при дневном свете и при том, что мы уже раскрыли загадки озера, облачное чудовище выглядело столь устрашающим, что я невольно отпрянул при его приближении. И живо представил, что должны были чувствовать наши предки в момент, когАа появление «айдахара» совпадало с громким и таинственным криком...

И надо же! Все эти ужасы не помешали нашим предкам довольно точно описать все присущие озеру явления, более того, подметить целебные свойства воды. Об этих свойствах я пока ничего не могу сказать определенного, нужны специальные исследования. Но, быть может, и здесь легенда выведет нас к чему-то не столь уж необыкновенному?

Весной горы Заилийского Алатау и особенно его предгорья, высокие холмы, которые алмаатинцы называют прилавками,— сплошной цветник. Тут алые и желтые тюльпаны, голубые ирисы, розовые свечи эремурусов. Цве

тет здесь и неопалимая купина, ясенец из семейства рутовых. Рассказывают про эти цветы страшные вещи. Прикоснешься к ним, и на коже вскоре появятся водянистые волдыри, а затем язвы, которые долго не заживают.

Послушайте рассказ Семена Давыдовича Кустановича о птицах, которые не боятся этого растения.

Загадиа неопалимой нупины

Бывший домик егеря, где я поселился, стоял на небольшой площадке, врезанной в пологий склон ущелья. Недалеко луг с отдельными кур-тинками диких яблонь и боярышника. А вокруг домика — заросли неопалимой купины.

Цветы ее красивы: крупные, сиренево-ро-зовые с пурпурными жилками, но приближаться к кустам неприятно. Их тяжелый, какой-то аптечный запах особенно силен в жаркий безоблачный день. На верхней части стеблей и на цветоножках хорошо различимы красные величиной с маковое зернышко шарики-железки. Они-то и выделяют эфирное