Юный Натуралист 1982-12, страница 31

Юный Натуралист 1982-12, страница 31

ночуют, но иногда сидят и днем. Только вот непонятно издали, есть там глухари или нет. Надо проверить. Когда подошел к самым лункам, стало ясно, что глухари тут, совсем рядом со мной. Мела небольшая поземка, день был ветреный. Нажиро-вавшись с утра, они закопались в снег прямо днем. Я не успел сосчитать, сколько там было лунок, все глухари почти одновременно взорвались из-под снега. Было их восемь здоровенных петухов и две глухарки. Взлетели они так близко от меня, что самый ближний вырвался прямо из-под моих лыж. До сих пор себя ругаю, ЧГО спрятал «Зенит» от снега под тсуртку. Какой мог бы быть снимок!

Перед самой весной, в марте, глухарь начинает чертить снег крыльями. Готовится к брачной поре. След у него — словно кто саночки вез с хворостом, а сучки царапали по снегу. Особенно хорошо видны глухариные чертежи, когда весенний наст слегка присыпан мягким снегом.

Все видно на снегу. Даже те, кто хоронится по вершинам елей и сосен, все равно наследят.

Вот в высокоствольном сосняке под деревьями то тут, то там, где гуще, где реже, накиданы кончики сосновых веточек с зе

леной хвоей. Внимание! Здесь кормились глухари, а может, и сейчас сидят. Только притихли, пережидают, когда пройдет человек.

Под елкой какой-то другой сор. Это белка грызла еловые шишки на своем любимом кормовом дереве. На снегу чешуйки, стерженьки от шишек да прозрачные крылатки без семян.

Весной в ельнике новый сор. Белка начинает «бить почку» — питается почками ели перед гоном и во время него. В марте и апреле снег под елками усыпан срезанными кончиками еловых веточек. Вначале эти поеди видишь редко. Да и весенняя пороша то и дело их прикрывает. Но когда сильно подтает, «сядет» снег, под елками, как говорится, живого места не найдешь — так много бывает погрызов.

Все расскажут охотнику следы. Вытропит он куницу по посоркам, по сброшенной кух-те, куда ушла она от него по деревьям, грядой, как говорят промысловики.

Все видно на снегу. Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают стра'ницы белой книги.

Дмитрий ЖИТЕНЕВ Фото В. Архипчука, Б. Коробейникова и автора