Юный Натуралист 1983-01, страница 31«Рождение травы» ( керамика). льется солнечный свет на травы поляны и шмели сердито гудят Запомнился этот образ цветущей тайги, запал в душу. Живете вы, делами другими занимаетесь, и образ этот где-то в сознании вашем живет. Как его высказать? Как передать? Нарисовать точно как было — не выйдет. Ушла поляна далеко в прошлое, память о ней жива. И потом, как же скульптору быть, солнечный свет из глины не вылепишь! И вот художник, скульптор через какое-то свое душевное напряжение понял — не нужно кустов и деревьев, не нужно деталей, нужны только эти светлые солнечные фигурки зверей и венчики трав на них. Все! Достаточно! И никаких звериных анатомических подробностей. Все остальное зритель себе представит, додумает, использовав собственное воображение. Приемы эти не новость. Один из первых советских анималистов, скульптор Иван Ефимов, поднял своего летящего дельфина над стеклянным шаром-аквариумом, и зритель в этом условном приеме понял, почувствовал скользкую покатость и холод волны. Эта почти поэтическая (как через метафору в поэзии) образность все чаще встречается в нашем искусстве. «Лосята» (керамика). Сейчас мало уметь точно рисовать и лепить зверя. Важно подняться над мелочным правдоподобием к художественной правде образа. Это не значит, что не надо учиться и уметь правильно рисовать и лепить. У хорошего художника в мастерстве все эти умения, как камни в фундаменте, не видны, но дом без них не стоит. Через такие вот приемы и показывает скульптор Александр Белашов открытые им страны. Первой такой страной стала для него тайга. Карельская, якутская, печорская, тувинская, она лишена у скульптора извечной своей угрюмости. В гра |