Юный Натуралист 1983-05, страница 12

Юный Натуралист 1983-05, страница 12

ЕГО

ЛЕСА БЕССМЕРТИЯ

Наша машина въехала в Цуманский лес.

Он встретил нас солнцем и синим небом, но удивительно быстро, как это здесь бывает, небо посерело, заволоклось тучами. То с одной, то с другой стороны шоссе виднелись аккуратно огороженные светлыми березовыми кольями муравейники.

Сейчас этот лес с новым асфальтовым шоссе, с заботливо построенными привалами — стоянками для машин никак не назовешь дремучим. А сорок лет назад здесь шумели вековые сосны. В этом лесу находилась одна из основных стоянок знаменитого партизанского отряда, которым руководил чекист, ученик Феликса Эдмундовича Дзержинского Дмитрий Николаевич Медведев. Именно отсюда, из партизанского лагеря, уходил в город Ровно, тогдашнюю столицу оккупированной фашистами Украины, Николай Иванович Кузнецов.

Город Ровно довольно холмистый, зеленый. Городком его уже не назовешь. Центр застроен современными зданиями. Бульвар выложен красивыми каменными плитами, между которыми пробивается трава. А на окраинах остались прежние узенькие улочки, обсаженные желтыми и белыми акациями и каштанами, и одноэтажные домики. И вот эти старые, нетронутые еще с войны уголки Ровно особенно дороги каждому, кто приезжает сюда.

В двухэтажном здании с колоннами, где теперь помещается краеведческий музей, во время фашистской оккупации размещалась резиденция гитлеровского наместни

ка — гауляйтера Эриха Коха, кровавого палача Украины. Сколько сил и времени потратили Николай Иванович Кузнецов и его боевые товарищи, чтобы свершить акт возмездия — ликвидировать гитлеровского ставленника, но в силу различных обстоятельств им так и не удалось это выполнить. Одна из основных причин — Кох чрезвычайно редко бывал в Ровно. Только раз Кузнецов встретился с гауляйтером Украины.

Николай Иванович познакомился в офицерским кафе с собаководом Эриха Коха, тренировавшим овчарок для охраны гауляйтера, и через него — с личным адъютантом Коха. Как раз в это время разведчица медве-девского отряда Валя Довгер, легально устроившаяся в Ровно, получила повестку о мобилизации в Германию. Под предлогом ходатайства за свою «невесту» Кузнецову, действовавшему в городе под именем немецкого обер-лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта, удалось попасть на прием к самому Коху.

Казалось бы, лучшего варианта для выполнения задания не придумаешь. Но в кабинете Коха так усердно охраняли, что Николай Иванович не смог даже руку протянуть к карману, где лежал пистолет: охранники, стоявшие спереди и сзади разведчика, следили за каждым его движением, а овчарка зарычала, как только он шевельнул рукой.

Попытка не удалась. Но в разговоре с Зи-бертом — Кузнецовым Кох проговорился о важнейшем событии: подготовке фашистов