Юный Натуралист 1983-05, страница 21

Юный Натуралист 1983-05, страница 21

19

Белый толстолобик эти мелкие водоросли и поедает. Отцеживает их из воды жаберным аппаратом. «Цедилка» состоит из многочисленных тычинок, соединенных перемычками,— получается своеобразное ситечко.

Пестрый толстолобик похож на белого, только голова у него еще крупнее. В отличие от белого толстолобика пестрый спокойнее и очень удобен для разведения. Пестрый толстолобик тоже умеет фильтровать планктонные организмы, которые парят в толще воды, но поедает он не только водоросли, половину его рациона составляют различные дафнии, циклопы, то есть зоопланктон. Он, так сказать, не «чистый» вегетарианец.

Растительноядные рыбы теплолюбивы, поэтому их созревание и рост зависят от того, где их выращивают. В Туркмении самки белого амура и толстолобиков созревают уже через три года, а длина их достигает в это время шестидесяти сантиметров. В Краснодарском крае, чтобы рыбы достигли таких размеров, им нужно уже четыре года, а в Московской области — девять-десять лет. Самцы обычно созревают на год раньше. И все-таки десять лет — это очень много.

Генетики стремятся вывести холодоустойчивые формы растительноядных рыб. И хотя трудное это дело — изменить отношение организма к температуре среды,— но ведь на вооружении ученых сейчас уже есть методы генной инженерии. И недалеко то время, когда гены с заданными свойствами рыбам будут подсаживать. В первую очередь именно рыбам, потому что у них крупные икринки.

Много загадок поставили перед рыбоводами и ихтиологами растительноядные рыбы. Одна из них такая: как обеспечить развитие икры, ведь у себя на родине рыбы мечут ее в речную воду. Икра спускается с водой вниз по течению, и развитие зародышей происходит прямо в ее толще. Ученые нашли выход. Оплодотворенную икру растительноядных рыб помещают в специальные аппараты Вей-са. Это такая стеклянная труба, заканчивающаяся внизу конусом. Снизу подается вода с такой скоростью, чтобы икринки находились все время во взвешенном состоянии, в струях воды. Икринки словно плывут по родной реке.

Через трое-пять суток начинает выклевываться молодь. Выбравшись из оболочки, личинки поднимаются в верхние слои, и вода выносит их из аппарата.

Очень часто заботу о потомстве берет на себя самец. Он не только сооружает гнездо и охраняет его, но и забирает оплодотворенную икру в рот. Речь идет о самце тиляпии, распространенной в водоемах Африки и Юго-Восточной Азии. Так, с приоткрытым ртом, чтобы не повредить своего потомства, он и плавает тринадцать дней. Правда, развитие икры идет быстро, всего пять дней, но и появившихся малышей он еще восемь дней держит во рту. Все время рыба не смыкает челюстей и ничего не ест. Время от времени самец вы

пускает малышей на прогулку, но при первой же опасности они прячутся во рту у отца.

Ученые заинтересовались тиляпией, ведь ее икра быстро созревает, размножения следуют одно за другим, и все потомство сохраняется. Тиляпии быстро растут. Мясо у них очень вкусное. К тому же рыба неприхотлива и всеядна. Есть у нее и еще одно свойство: при таком быстром росте и размножении ее можно использовать не только как продукт питания, это отличный корм для форели и бестера.

В нашу страну тиляпии поступили из Вьетнама еще в 1962 году и начали выращиваться в водоемах-охладителях Сучанской, Краснодарской, Шахтинской ГРЭС, где вода всегда теплая, и даже под Москвой в водоеме-охладителе ГРЭС имени Р. Э. Классона. Выращивали тиляпий в прудах вместе с растительноядными рыбами и карпами. Тиляпии могут жить в пресных, солоноватых и соленых водоемах при температуре от десяти до сорока градусов. Не исключено, что селекционеры добьются, что гибриды этих рыб будут переносить зиму не только в южных районах, но и в центральной noiioce СССР.

На Украине, в Грузии и в рыбопитомнике Краснодарского края «Горячий ключ» ученые ведут опыты по выращиванию еще одного вселенца — канального сомика. Приехал он к нам с Американского континента. Сомик быстро растет, а его мясо по вкусовым качествам даже превосходит мясо карпа. Однако в отличие от всеядной тиляпии эту рыбу нужно кормить пищей животного происхождения.

Разведение канального сомика проводят в лотках-аквариумах и в прудах. У канальных сомиков самец не только охраняет икру, но и работает плавниками как вентилятор, все время подгоняя к зародышам воду, насыщенную кислородом. Нерестовые пруды для канального сомика делают глубже, чем для карпа. На дно ставят нерестилища — для этого подходят бидоны из-под молока, которые в лежачем положении крепятся к кольям в пяти метрах от берега. Рыбы заходят в «гнездо» для нереста, а потом самец начинает охранять потомство. Попробуйте взять бидон для осмотра — храбрый «защитник» не покинет «гнезда». Ну а уж если его выплеснуть с водой в пруд, все равно будет стоять у берега и ждать, когда ему вернут его сокровище. Как только бидон с икрой опустят в воду, каналь-ный сомик сразу же бросится туда.

В Продовольственной программе намечено увеличить потребление рыбы и рыбопродуктов на одного человека за год с 17,6 до 19 килограммов в 1990 году. Очевидно, немалую помощь при решении этой задачи могут оказать нам и вселенцы, с которыми мы только что познакомились.

Ю. СИМАКОВ,

кандидат биологических наук Рис. В. Перльштейна