Юный Натуралист 1982-03, страница 20

Юный Натуралист 1982-03, страница 20

20

уЖе 1 — 1,5 сантиметра длины, их пересаживают в выростной пруд. Эти пруды значительно больше. Их площадь доходит до 10 гектаров, а глубина 50—80 сантиметров. В таких прудах много любимой пищи для мальков, особенно мотыля.

С приближением зимы карпы перестают питаться и расти, и основная забота рыбоводов теперь сводится к тому, чтобы сохранить рыбу до весны. Мелкие выростные пруды не годятся для зимовки рыб, они промерзают. Поэтому карпят-сеголеток переводят в особые зимовальные водоемы. Их глубина до двух метров.

И еще одно путешествие предстоит карпя-там. С приходом весны их пересадят в огромные нагульные пруды, где они превратятся в карпов, которых мы обычно видим в магазинах.

Теперь, после краткого знакомства с традиционными методами выращивания рыб в прудовых хозяйствах, посмотрим, как же ученые стремятся увеличить прирост рыбы.

Первый и самый трудный, но все же очень интересный путь — создание новых пород. Много заманчивых идей стоит перед селекционером. Ему хочется, чтобы рыбы создаваемой породы активнее потребляли корм, быстрее росли, давали хорошее потомство и в то же время были устойчивыми и к недостатку кислорода в воде, и к различным заболеваниям. И еще при этом нужно помнить о вкусовых качествах рыбы.

Поставили селекционеры перед собой и еще одну задачу. Создать рыбу, в мясе которой отсутствуют мелкие, острые косточки. Ученые ГДР уже вывели таких карпов и разводят их в прудовых хозяйствах.

В нашей стране создано две породы карпа и гибрид с амурским сазаном. У рамчатого украинского карпа почти нет чешуи. Такую рыбу легко чистить. Гибрид галицийского карпа с зимостойким амурским сазаном — ропшинский карп — приспособлен к суровым условиям северных и северо-западных районов страны. Наши селекционеры ведут большую работу над созданием среднерусского и белорусского карпов. Быстрорастущих и устойчивых к заболеваниям.

По сравнению с другими сельскохозяйственными животными, у которых существуют десятки, а иногда и сотни пород, сразу же видно, как молода селекция рыб и как много еще можно сделать в этом необычном для нас подводном мире.

Нужно потратить годы, чтобы вывести новую породу. А можно ли каким-нибудь другим способом заставить рыбу быстро расти, чтобы за относительно короткий промежуток времени получить «большой урожай»? В арсенале генетиков и селекционеров есть прием, позволяющий «встряхнуть» наследственные механизмы организма.

При близкородственном скрещивании генетическая программа у рыб, находящихся в

одном пруду, усредняется так, что разница между ними стирается. Наследственность почти у всех рыб становится идентичной. Получается так называемая линия рыб с одинаковыми признаками. А что будет, если такие, ничем не примечательные, даже подавленные близкородственным скрещиванием две линии скрестить между собой? Проявляется необычайная гибридная сила. Размеры рыб сразу увеличиваются, они быстро набирают вес. Это явление, называемое гетерозисом, давно известно селекционерам. Его можно использовать для получения товарной рыбы.

Теперь представьте себе огромное хозяйство, где много прудов. Как узнать, где находятся рыбы одной линии, где другой? А что, если пометить линии рыб их наследственными метками: окраской или рисунком на теле?

Сейчас генетики работают над созданием окрашенных форм карпа. В настоящее время уже получены голубые карпы. Причем немецкие голубые карпы не уступают обычным ни жизнеспособностью, ни скоростью роста. Зато как удобно. Стоит рыбе попасть в чужой пруд, как ее сразу заметят и возвратят обратно «домой».

Очень интересны по окраске золотые карпы, которые могут быть даже красными или оранжевыми с черными глазами. Такой расцветки встречались отдельные особи среди диких сазанов, так и среди культивируемых пород карпа. Теперь ген «золотистости» служит для маркировки селекционных линий при промышленном скрещивании. Породы красных и оранжевых карпов уже выведены в Японии, на острове Ява и в Индонезии.

Селекционерам удалось получить самых различных по окраске карпов: светлых, желтых, с рисунком на спине, орнаментом на голове. А в природе эта гамма красок еще разнообразнее. В тропической области можно найти белых, фиолетовых и даже коричневых сазанов и карпов. Можно ли их использовать для наследственного маркирования селекционных линий, пока еще неизвестно. Очень важно, чтобы окрашенные карпы не оказались менее жизнеспособными, менее продуктивными, чтобы они не потеряли вкусовых качеств.

Большие перспективы открываются перед исследователями, а впоследствии и перед практическими работниками, занимающимися разведением прудовых рыб.

Ю. СИМАКОВ, кандидат биологических наук
Рис. В. Есаулова