Юный Натуралист 1983-06, страница 32

Юный Натуралист 1983-06, страница 32

31

Каи спасти викунью

Можно ли одомашнить викунью так же, как тысячелетия назад индейцы приручили ламу и альпаку? Эта проблема волнует сегодня ученых Перу. Дело в том, что великолепная шерсть животного необычайно высоко ценится на мировом рынке, но в то же время количество викуний резко сокращается из-за неумеренной охоты на них. Чтобы хоть как-то приостановить истребление, правительство решило организовать несколько заповедников.

В одном из них, «Пампас галерас», расположенном на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, ученые решили провести комплексные исследования этих животных. Выяснилось, что викуньи продпочитают крутые склоны гор, не боятся снегов и ветров, одинаково хорошо переносят влажный климат прерий и сушь скалистых плоскогорий. На высоте 4500 метров, где человек чувствует нехватку кислорода, викунья не испытывает никаких неудобств. Другая особенность — стадность. Часть стада викуний образует гаремы, состоящие из самца, восьми-десяти самок и малышей в возрасте до года. Другая часть — несколько десятков самцов — живет в непосредственной близости от гарема, не вмешиваясь в его жизнь, и кормится на самых скудных пастбищах. Эти бродяги —так называемый «генетический резерв» популяции.

Раньше главным врагом викуний была пума. Сейчас этот хищник исчез практически везде, где живут стада. Питаются викуньи исключительно травой. У самки рождается всего один детеныш, который способен следовать за стадом уже через полчаса после появления на свет.

Лет десять назад в перуанских Андах насчитывалось всего пять тысяч этих животных. Сейчас благодаря созданию резерватов число их увеличилось. К тому же в течение десяти

лет был полностью запрещен отстрел викуний, охотиться на них разрешили лишь индейцам высоко в горах, там, где мясо викуний — главный источник пищи. Исследования ученых показали, что переселять этих грациозных животных из одного района в другой — дело непростое. Они не переносят длительного путешествия в клетках, а главное, не терпят, когда нарушается стадность. Вот почему так важны сегодня тщательные наблюдения за викуньями в заповедниках.

А вот какая история произошла здесь же, в Южной Америке, с пчелами, завезенными из Африки и опрометчиво выпущенными на волю. Послушайте Юрия Анатольевича Масюка.

Атакуют пчелы-убийцы

Из Перу пришло новое сообщение о нападении пчел-убийц на человека. Их жертвой стал крестьянин из перуанской провинции Сан-Иг-насио. Во время работы в поле он подвергся атаке целого роя этих насекомых и спустя пять часов скончался. В другом местечке пчелы закусали насмерть двух крестьян и находившихся рядом с ними животных.

Откуда же появились пчелы-убийцы?

В 1956 году бразильский генетик Уорвик Керр по заданию пчеловодов, которые стремились увеличить свои доходы, ввез в страну африканскую разновидность медоносной пчелы, отличающуюся редким трудолюбием. Эти пчелы быстрее летают, раньше начинают и позже заканчивают работать, дают вдвое больше меда, чем разводимые в Бразилии европейские пчелы. Но вместе с тем они злобны, раздражительны и агрессивны, яд их особенно токсичен. К тому же они сильно роятся.

Ученый принял все меры к строгой изоляции своих «африканок»,' разместив опытную пасеку в лесу, вдали от населенных пунктов. Там он приступил к скрещиванию этих пчел с европейской пчелой, чтобы создать форму, более приспособленную к условиям южноамериканских тропиков. Ему удалось получить гибрид, который давал на пятьдесят процентов больше меда в сравнении с европейской пчелой и, что особенно важно, был лучшим опылителем культурных растений в условиях тропиков и субтропиков. К сожалению, гибридам передавались по наследству не только трудолюбие и энергия пришельцев из Африки, но и их агрессивность.

Чтобы не происходило самопроизвольного роения, в летках ульев были поставлены специальные заслонки, сквозь которые проходили рабочие пчелы и не могли пробраться матки и трутни. Но однажды произошло неожидан ное. На опытную пасеку зашел местный пчело-