Юный Натуралист 1983-06, страница 33

Юный Натуралист 1983-06, страница 33

32

вод и отодвинул защитные заслонки. Двадцать шесть пчелиных семей оказались на свободе. Об этом случае забыли и вспомнили, лишь когда со всех концов Бразилии стали поступать тревожные сообщения о невиданных в этих краях нападениях пчел на людей, скот, домашних животных. Новоявленными «агрессорами», как выяснилось, оказались потомки тех самых улетевших с опытной пасеки пчелиных семей. Местное население, которому летающие хищники внушали ужас, прозвало их «пчелами-убийцами». Ученые назвали новую породу «африканизированной пчелой».

Потревоженные человеком или животными, эти пчелы громадным роем набрасываются на обидчика. Их не пугает расстояние, они очень упорны в атаке, и известны случаи, когда они нападали на большие группы людей. Часто это кончается трагически. Так, в Бразилии с 1969 года от пчел погибло более двухсот человек, а число раненых превысило несколько сотен тысяч. Жертвами пчел-убийц стали тысячи лошадей и коров. Для борьбы с пчелами были сформированы специальные команды.

За какие-нибудь два десятка лет новая порода распространилась по Бразилии, завоевала всю Южную Америку и неуклонно продвигается на север. В США ввели даже строгие меры карантина, чтобы предотвратить случайный завоз в страну пчел-убийц. Энтомологи, однако, надеются, что барьером на пути распространения пчел могут оказаться обширные мексиканские пустыни, подобно тому как в Африке пустыня Сахара преградила путь на север для многих вредных насекомых.

Бразильские пчеловоды, пытаясь смягчить характер этих насекомых, распространяют на пасеках маток итальянских, более спокойных пчел. Однако пчеловоды-предприниматели стали возражать: пусть лучше остаются агрессивными, но зато такие продуктивные пчелы.

А теперь, друзья, из Южной Америки держим путь к северу, отправляемся на Кубу, природа которой поражает путешественников яркостью красок, разнообразием форм и контрастами. Недаром генуэзский путешествен

ник Христофор Колумб, первым из европейцев побывавший здесь, отметил в дневнике, что это самая прекрасная земля, которую ког-да-либо видели глаза человека.

О новых заповедниках рассказывает Борис Исаакович Силкин.

Проект „Сапата"

На южном побережье центральной Кубы расположен далеко вдающийся в Карибское море полуостров Сапата. Большую его часть занимают болота. Это своеобразный уголок субтропической природы, привлекающий зоологов, ботаников, экологов. Ведь в болотах Сапата встречается более восьмидесяти процентов всех видов пернатых, населяющих Кубу. Среди них колибри, вьюрки, фламинго, некоторые виды голубей и чирков. Многие перелетные птицы находят на Сапате временное пристанище.

Из крупных животных здесь обитают кубинский крокодил, одна из разновидностей игуан, ламантин. Все они подлежат охране. Воды океана близ острова населены многочисленными ракообразными.

С гидрологической точки зрения область Сапата важна тем, что она регулирует количество влаги в водоносном слое всей провинции Матансас, где расположены крупнейшие цитрусовые плантации, плантации сахарного тростника и рисовые поля Кубы. Обширные болота влияют на климат примыкающего района острова.

Из-за того, что район очень важен для экономики республики и здесь ведутся научные изыскания, было принято решение полностью запретить тут все виды охоты и создать два заповедника— Ла-Салина и Санто-Томас.

Экологический «Проект Сапата», разработанный совместно учеными Кубы и Венгрии, является частью международной программы «Человек и биосфера», осуществляемой под эгидой ЮНЕСКО.

Продолжаем путешествие на север. Вместе с Николаем Максимовичем Колпаковым побываем на реке Миссисипи в птичьем царстве.

Людям вход воспрещен!

Вдоль берега в устье реки Миссисипи тянется искусственный пляж из чистого белого кварцевого песка. Но несмотря на всю его чистоту и красоту, купаться й загорать здесь людям категорически запрещено: он предназначен для птиц, стоящих на грани исчезновения,— малых крачек из отряда чаек.