Юный Натуралист 1983-10, страница 19

Юный Натуралист 1983-10, страница 19

17

— Долго я лежал? — спросил Костя.

— Минут десять,— ответил Оська.

— А ты где это был? — в голосе старшого чувствовалось недовольство.— Мы тут загибаемся, а ты гуляешь!

— Да не гулял я,— обиженно запротестовал Оська.— Ребята вон уже знают: Горо-дилина я связывал.

— Кого? — прищурился Костя.— Горо-дилина?!

Макар Городилин был известным на прииске браконьером, за которым давным-давно гонялся дед Кости, да все никак не мог поймать на месте преступления: уж слишком тот был хитер и осторожен.

— Может, ты еще скажешь, что самого топтыгина связал?

Оська посмотрел на Костю с укором:

— Фома ты, старшой, после этих слов. Фома-невера! — и протянул Косте ружье с рюкзаком: — На, держи!

Костя опешил, протер глаза: не сон ли? Нет, явь.

— Что, съел? — повеселел Оська и начал торжествовать.— И вечно ты, Костя, так: Оська Гирин такой, Оська Гирин сякой... А Оська вот пообещал сегодня вас прославить и сдержал слово — заарканил опасного преступника! Арестовал его один, а слава всему отряду достанется.

— Ну хватит,— миролюбиво прервал его Костя.— Расскажи лучше все по порядку...

— Дело было так,— начал сочинять Оська.— Подхожу к ручью, а Городилин кабаргу обдирает. Я ему раз кулаком под дых — он кувырк! Тут я навалился на него, скрутил ему руки и ноги, а сам схватил ружье с рюкзаком и был таков! Не веришь — проверь, он у ручья связанный лежит.

— А без брехни можешь рассказать? — улыбнулся Костя.

Оська хотел ответить, но в этот момент послышался крик Витьки: он звал на помощь. Ребята обернулись и увидели, что Витек отчаянно сражается с большущим пламенем, вспыхнувшим в стланике по эту сторону борозды. Оська схватил Ванюхину пихтушку и сорвался с места. Костя и Ванюха хотели броситься следом, но из-за слабости скорого бега у них не получилось. Когда они подошли к Витьку, огонь уже был потушен.

— А без брехни, Костя, дело было так,— продолжил прерванный разговор Оська.— Городилин пьян вдребезги, лежит на песке и дрыхнет. Ну, я его, сонного, и связал. Той бечевкой, что в рюкзаке у него нашел. И вот еще что: думается мне, пожар тоже его работа. Либо окурок бросил, либо от пыжа загорелась трава, когда он в кабаргу пальнул.

— Гад! — зло ударил Костя пихтушкой по тлеющему мху.— Ни зверей, ни самой тайги ему не жалко!.. Крепко ты его связал? Не удерет?

— Кедр горит! — закричал Витек, заметив струйку дыма в ветвях разлапистого кедра,

того самого, что одиноко стоял посреди поляны.— Видать, искра меж веток попала!

Костя обомлел. Он знал: если вспыхнет крона кедра, от нее обязательно полетят далеко в разные стороны горящие ветки. Тогда пихтачу несдобровать. Было Косте известно и -то, что смолистая кедровая крона сгорает почти мгновенно. Как можно спокойнее он объяснил это друзьям и объявил:

— Надо быстрее лезть на кедр. Не успеем — дерево вспыхнет. Я бы сам полез, да слаб больно, Ванюха — тоже. Придется или тебе, Витек, или...

— Я полезу! — прервал его Оська, которому после случая с Городилиным казалось по плечу любое дело.— У меня кедр не вспыхнет! Я так дам огню, что из него дождь пойдет!

— Шибко не бахвалься,— одернул его Костя.— Синица вон тоже море обещала...

— Так она обещала поджечь, а я гасить иду!

Через минуту, подсаженный ребятами на нижний сук кедра, Оська карабкался вверх по его корявому стволу, цепляясь за смолистые сучья. Внутри кроны' было жарко и душно, как в бане. Капала смола. Вскоре Оська заметил над головой источник дыма. Оказалось, тлели гнилушки, сухие веточки, рыжая хвоя и мох-бородач, вороньим гнездом лежавшие в развилке ствола. Но подступиться к этому «гнезду» было не просто: на пути встали непролазные ветви и колкие сучья. С минуту Оська тыкался головой в разные стороны, но не продвинулся и на вершок. Тогда крикнул вниз:

— Витек! Подай топор!

Топор был доставлен Оське лишь минут через пять: Витек плоховато лазил по деревьям.

— Припоздал ты малость,— упрекнул его Оська, кивая на основательно дымившееся «гнездо».— Но пусть! Чем опасней, тем интересней! Воевать с огнем — стихия Оськи Ги-рина! И он не уйдет отсюда побежденным! Виват сражение!

С этими словами Оська схватил топор и принялся напористо расчищать путь к «гнезду»-

«Вот заполошный! — подумал Витек.— Он и вправду скорее сгорит, чем отступит. Надо бы его одернуть: ведь дело-то нешутейное».

— Ты, Ось, если что, живо спускайся вниз, рисковать не надо,— осторожно посоветовал Витек.— Слышишь?

— Без риску не съешь и редиску! Шпарь на землю!

Витек двинулся в обратный путь, осыпаемый сверху древесной трухой, щепками и хвоей.

Костя с Ванюхой дежурили на борозде с пихтушками в руках, в надежде и тревоге "поглядывая на крону кедра, из которого выползал столб желтого дыма. В кроне раздавался частый стук топора.

3 «Юный натуралист» № 10