Юный Натуралист 1983-10, страница 16

Юный Натуралист 1983-10, страница 16

14

Раннее предзимье. И дожди зачастили, и снег вот-вот пойдет, и не только ягоды, но и грибы почти все кончились. Однако до настоящей зимы еще и не так близко, хотя притихшую природу уже ждет неотвратимый холод и она по-своему готовится к нему. В опустевшем лесу ветер шевелит бурые листья на дубах. Только на них да на ольхе еще осталось много листвы, а остальные деревья уже почти освободились от летнего наряда. Вот от этого и кажется лес пустым и свободным. Да еще оттого, что и птицы в основном уже улетели, земноводные опустились на дно или зарылись в мох и рыхлую землю. Насекомые попрятались. Ну хотя и мало осталось в лесу птиц, да и те притихли к зиме, не поют,

зато в сквозящей наготе леса они особенно заметны.

Тихо пересвистываются синицы, пищуха по спирали поднимается по стволу елки и шуршит корой. Все слышно отчетливо. Вот раздалась чья-то тихая птичья позывка. Кто это, синица? Да нет же — зяблик. Значит, еще не улетел.

Под кустом шиповника ищет что-то в опавшей листве небольшая, скромно окрашенная птичка. Это завирушка. Летом ее увидеть трудно— листва надежно прячет скрытную птицу. Но сейчас и она попадается на глаза.

Возможно, это последняя наша встреча в этом году. Весной проще. Там и первую встречу, и начало пения отметишь.

Казалось бы, все уже известно в осеннем лесу. Раздастся сиплый крик «крэй-крэй» — знаешь, что появилась кедровка. А если монотонное постукивание — значит, большой пестрый дятел трудится в своей кузнице. Вон он, на осине.

Галки.

Голова так и мелькает, и на затылке вспыхивает яркая красная полоса. Сразу видно — самец. Постукал, перевернул шишку клювом и опять принялся за дело. Но что это? Со стороны подлетел другой дятел и прямо к кузнице. Первый тихо заверещал и уступил место гостю, перелетев на другую осину. А подлетевший как ни в чем не бывало начал долбить чужую шишку.

Полна тайн природа. В любое время года можно увидеть что-то новое. Наиболее интересные встречи в это время года происходят около воды, по берегам речек и озер. Здесь, в приречных кустах, особенно долго задерживаются пролетные, а на кормежку прилетают и наши оседлые птицы. Сюда же вслед за ними подтягиваются и хищники. Так же как и в лесу, стало здесь пусто. Вода холодная и от этого кажется глубокой. Отмель опустела. Только старые следы куликов, замытые дождями, кое-где еще видны на песке.