Юный Натуралист 1983-11, страница 46

Юный Натуралист 1983-11, страница 46

Я переступил с ноги на ногу. Таймень словно глянул на меня снизу вверх и, плавно изогнувшись, ушел в глубину.

Сильная и стремительная рыба таймень, хищная. Хватает все, что движется в поле его зрения и с чем он может справиться.

Мне приходилось несколько раз ловить тайменей на спиннинг, на блесну, правда, не очень крупных. У одного, семикилограммового, я нашел в желудке две белки. Они были почти совсем целые. Видно, он проглотил их незадолго до того, как сам сел на блесну. Мелкие зверьки: белки, бурундуки, полевки — часто становятся добычей тайменя, когда во время сезонных переходов, миграций переплывают реки.

Сильное существо таймень и вырастает до крупных размеров. Один рыбак на Телецком озере при мне вытащил тайменя на двадцать два килограмма. Это было давно, лет двадцать пять тому назад. Я видел тогда же, как взявший блесну таймень тащил по озеру лодку с двумя рыбаками. Он смотал с катушки все сто метров миллиметровой лески, оборвал ее

и ушел. Тот был, видно, настоящий великан. Может быть, даже тот, которого поймали несколько лет спустя и который весил больше шестидесяти килограммов.

Вот такая рыба таймень.

Дм. ЖИТЕНЕВ

СЛУЧАЙ НА ОЗЕРЕ

Зима в тот год пришла рано — пруды и озера сковало крепким льдом еще в первых числах ноября. А в феврале неожиданно потеплело и почти каждый день шел мягкий, пушистый снег. «Клевные дни стоят,— думал Петя Тимофеев, самый заядлый рыболов из всех мальчишек Ветлянки.— Надо бы как-нибудь сходить на рыбалку...»

В выходной день, встав чуть свет, Петя отправился на самое дальнее озеро, Лебяжье. Утро было тихое, падали редкие крупные снежинки. Рыболов не торопясь скользил на лыжах по рыхлому, иссиня-белому снегу. В луговой низине деревья стояли запушенные инеем. Кругом виднелись свежие заячьи следы. Изредка слышался стрекот сороки, перестук дятла...

Но вот и Лебяжье, обрамленное частым коряжливым тальником и высокими осокорями, покрытое толстым одеялом плотного снега. Петя облюбовал место и пробил пешней широкую, корытцем, лунку. Вычерпав из лунки шумовкой лед, стал разматывать удочки. Но что такое? Петя посмотрел в лунку и ахнул:

— Вот тебе на! Озеро-то загорелось, какая теперь рыбалка...

От недостатка кислорода в воде рыба задыхалась и, тесня друг друга, лезла наверх. Тут были крупные щуки, окуни, язи. Петя хорошо понимал, что рыбу надо во что бы то ни стало спасти, не дать ей погибнуть. Но как это сделать? Ведь одному такое дело не под силу. Подумав, Петя решил бежать в совхоз, находившийся в двух километрах от озера, и позвать на помощь людей.

Но только он добежал до большой дороги, как увидел: на изволок ему навстречу поднимались две порожние подводы. Петя крикнул:

— Стой, дело серьезное есть!>.

На передней подводе сидел коренастый старик в шубняке и заячьем малахае. Он остановил лошадь и, нахмурив седые брови, так же громко спросил:

— Какое такое дело?!

— Лебяжье озеро загорелось! — ответил Петя.— Рыбу надо спасать...

— Вот тут что! — заговорил старик уже другим тоном.— Диковина какая, а! Никогда такого не случалось на Лебяжьем. Это действительно сурьезное дело... Ванюшка! — крикнул старик подростку, сидевшему на задней подводе.— А ну-ка, давай езжай жи