Юный Натуралист 1984-01, страница 18зам». Некоторые из таких примет возникли и того проще — по звуковому сходству совершенно различных по смыслу слов. «Разлить чай — к нечаянности», «увидеть во сне печь — к печали». Надо ли говорить о том, что все подобные приметы ничего не значат? От первобытной магии (колдовства) ведет свое происхождение вера в амулеты и талисманы — предметы, по убеждению суеверных людей, обладающие чудесной способностью отвращать болезни, защищать от злых духов, или же приносящие счастье, удачу в различных житейских делах. Олицетворяя силы природы, первобытные люди наделяли сверхъестественными свойствами не только эти силы, но и отдельные"предметы. Практически нередко происходило так. Заметив сходство камня с животным, человек брал его на охоту. Охота была удачной. Это могло привести неразвитый ум к выводу, что странный камень, похожий на животное,— основная причина его удачи (и тут подобное вызывает подобное!). Камень превращается в талисман. Так было десятки и сотни тысяч лет назад. Но почему верят в талисманы и теперь? Если мы начнем выяснять, почему современный человек «вооружается» столь древним средством помощи и защиты, то ответы будут самые различные: «А как же! Помогает», «на всякий случай», «по привычке», «как игрушку», «в нем что-то есть», «после одного случая». Думается, однако, что почти все эти носители древнего суеверия в той или иной степени допускают существование неведомых «потусторонних» сил. В мире ходит немало историй о том, что талисман помог спастись. Чаще всего так: приходит смертельная опасность, и человек, забыв о всяких талисманах, напрягает все свои силы, чтобы спастись. Хорошо известно, что в такие минуты у людей, особенно если они умеют «взять себя в руки», появляется и сила удвоенная, и ясность ума, и полное хладнокровие. И вот результат — остался человек жив и невредим. Потом, восстанавливая в памяти происшедшее, он думает: «Как это могло быть?» И тут выступает на сцену заветный предмет-талисман: только он и мог спасти! Но ведь к этому выводу человек, избежавший опасности, был склонен уже заранее. Недаром же он носил талисман. ...Еще об одной группе предрассудков, столь же тесно связанной с миропониманием наших далеких предков. Суеверные, религиозные люди верят в то, что у каждого человека есть два «духа»: «ангел-хранитель» и «бес-искуситель», причем первый находится всегда около человека с правой стороны, а второй — елевой. Если это так, то понятно: все, что находится слева,— «от лукавого» и, значит, может приносить одни неприятности. Вот почему и плюют через левое плечо, то есть в злого беса — иначе он может помешать исполнению желаемого. Левый глаз и левая ладонь ближе к черту, значит, глазу плакать, а левой руке отдавать деньги. Зато справа от нас — дух добрый, тут все наоборот: правый глаз чешется — радоваться, а чешется правая ладонь — получать деньги. Тот же дремучий пережиток мы встречаем в поверье: нельзя брать билет на экзамене левой рукой — бес подсунет самый трудный. В этом же ряду — примета-пожелание «ни пуха тебе ни пера!». Когда в давно прошедшие времена охотник уходил на охоту, за ним мог увязаться его невидимый недруг и испортить всю охоту. Чтобы этого не случилось, родственники и друзья охотника пытались обмануть злого духа, убедить, что человек и не помышляет об удачной охоте. А знаете ли вы, как возникла «привычка» не здороваться через порог? Загадки в этом тоже нет. Древние славяне поклонялись духам умерших, верили, что те могут вмешиваться в их жизнь, вредить или помогать живущим. Хоронили они своих покойников под порогом дома и старались не разговаривать около этого места: не ровен час духи могут обидеться и поссорят хозяина с гостем. Вот какова основа этой бытовой приметы, а ведь для многих она превратилась в наши дни чуть ли не в норму поведения — неприлично-де здороваться или прощаться через порог. Другим широко распространенным суеверием является примета с рассыпанной солью. Какой смысл в этой примете? Откуда она идет? И здесь надо вспомнить давно прошедшие времена. Соль — необходи
|