Юный Натуралист 1984-06, страница 30

Юный Натуралист 1984-06, страница 30

щаются в заповедник одни и те же пеликаны, куда улетают молодые из гнезда, ученые хотят снабдить птиц миниатюрными передатчиками. Радиостанция, которая установлена на крыше здания станции, держит связь со многими точками мира, где летают пеликаны. Система слежения, возможно, даже будет включена в биологическую программу космических исследований.

При заповеднике созданы два кружка. Здесь ученые стараются передать ребятам свои знания, свое отношение к природе. Ведут школьники и большую работу. Они следят за состоянием территории, окружающей заповедник, ездят в экспедиции по заданию сотрудников. Проводят исследования по специальной программе, фотографируют, готовят доклады, сопровождая их диапозитивами. Ребята выполняют важную задачу — следят за тем, как соблюдаются установленные правила в буферной зоне заповедника. Они заготавливают и расставляют таблички, запрещающие выпас скота и проезд автомашин в том или другом месте.

Пока в работе кружков принимают участие лишь школьники села Сребырна, а в будущем, когда завершится оборудование экологической станции, в заповеднике начнется большая внеклассная работа со школьниками всего Селистринского округа.

Чтобы прикоснуться к самому заповеднику, садимся в лодки и плывем. Поверхность озера чистая, спокойная. Глубина такая, что веслом не достать. Там, где тростники почти смыкаются, оставляя лишь узкую протоку, весла уже не помощники: нужно пользоваться длинным шестом с развилкой на конце—гюнтером.

Преодолев очередную протоку, попадаем в царство белых кувшинок. Круглые плотные листья большими пятнами покрыли залив. Тут и там сверкают необыкновенной белизной водяные красавицы.

Неподалеку от нас на другой лодке плывет Таню Мичев. Почти двадцать лет проработал он в заповеднике. Знает о нем буквально все. Увешанный сумками и фотоаппаратами с различными насадками, он внимательно следит за всем происходящим вокруг. Еще в музее Таню подробно рассказывал, что мож

но увидеть на озере, а чего и не увидишь, но это неведомое будет рядом, будет следить за каждым твоим движением, готовое в любую минуту тихонечко уйти и остаться незамеченным или взлететь, громко захлопав крыльями.

Где-то здесь, совсем рядом,— чомга, которую мы видели в подзорную трубу с площадки музея. Тогда мы следили за ней. Смотрели, как плавала, ныряла. А сейчас "она, застыв среди тростника, наверняка следит за нами. Встревоженная птица обычно то и дело поднимает и опускает свой красивый хохолок. Поднятый, он напоминает пару забавных ро-жек.

А вот и встреча. Правда, издалека, но нам хорошо видно, как белая крупная птица тронулась с места и поплыла по воде. Длинная изящная шея, голова с красным клювом высоко и гордо поднята. Лебедь! Возле тростников другой. Он взволнован нашим появлением. Вытянув шею, поворачивает голову то одной стороной, то другой. Когда-то лишь пара диких лебедей шипунов пряталась в заповедной части «пеликаньей лужи». Чтобы вырастить потомство, лебеди избегали людей: осторожности научили и собственный опыт, и опыт родителей. А сейчас можно спокойно приблизиться к птицам, посмотреть, как они плывут по серебряным водам озера. Лебеди стали как бы индикаторами непуганых птиц. Уже несколько лет они не улетают, зимуют Здесь же, на озере. Каждая пара «владеет» собственной территорией тростниковых зарослей и водоемом. Эти птицы любят жить обособленно.

Если лебеди вполне спокойно восприняли наше появление, то белощекой крачке совсем не понравилось вторжение лодки в ее владения. Она летала кругами, криками привлекая к себе наше внимание. Мы знали — так отводит она людей от гнезда. Если же мы будем настырничать, она с пронзительным криком может атаковать нас.

Очень интересное гнездо у этой крачки. Небольшая тростниковая куча, сооруженная прямо на воде, свободно плавает по поверхности озера. Колебания уровня воды не опасны для ее кладки и птенцов. Это, пожалуй,