Юный Натуралист 1984-06, страница 8Андрей Куренных — самый юный из «Аистят». разных деревьев. И мы все вместе идем в лес, собираем золотистые листья орешника, клена, липы, березки. А затем подбираем и смешиваем на палитре краски. И получается огромное количество необыкновенных сказочных листьев. С помощью старших студийцев малыши отснимут свои сказки на кинопленку и покажут их на экране на «Празднике первого кадра». Меньше минуты будут идти их первые «мультики», но сколько чуткости и доброты вложили в поступки своих героев маленькие авторы. Если в студии снимают мультфильмы, то летом старшие студийцы не расстаются с мольбертом и красками. А тот, кто снимает фильмы документальные,— с фотоаппаратом и кинокамерой. И обязательно поездки, встречи с интересными людьми, с друзьями из других студий. Пригласила однажды киностудия «Мини-анима» московских «Аистят» в творческий лагерь в Эстонию. Вместе ходили, фотографировали и рисовали рассветы, поля, озера и леса, чтобы потом «населить» рисунки мультипликационными героями или смонтировать фильм о своем путешествии. Когда солнце спускалось к горизонту и его бронзовые лучи раскрашивали мягкие пологие холмы и водную гладь Чугунного озера, Риина Мятас с подружками усаживались на берегу с красками и кисточками, а Кадри Угур, Леня Щелкунов, Миша Лукин и Алеша Добытеев старались заснять на цветную пленку все мгновенные изменения в природе. У вечернего костра разговор шел о том, что снимали в течение года, как искали кадры. Москвичи рассказывали о фильме «Тяжело в ученье...», который снимали на площадке, где дрессируют собак. О том, как трудно было огромному сенбернару научиться держать равновесие на узкой полоске бума и как доброта и ласка хозяина помогли ему выучить это упражнение. Тайве вспомнила, как однажды весь день рисовала корову на зеленом лугу, пока рисунок не получился живым. И, продолжая разговор о настойчивости и трудолюбии, я рассказала ребятам об Олеге Майбороде из киностудии «Солнышко» Азовского Дворца пионеров. Он назвал свой фильм «А без воды...». Смешной мультипликационный герой едет на лошади, в его фляге не осталось ни капли воды... Пересохли реки... Остановились заводы... Лягушка в паническом прыжке ищет воду... В финале фильма появляется кадр, в котором изображена во весь экран капля воды, а внутри ее — земной шар. Олег сам задумал этот фильм, сделал пять тысяч рисунков. Два года он «учил» лошадь различным «походкам», которые бы точно отражали состояние животного, страдающего от жажды. Рисунок наконец получился пластичным и выразительным. Проблема охраны мировых водных ресурсов актуальна сегодня. И очень важно, что в мультипликационных и документальных фильмах юных кинолюбителей есть активная гражданская позиция. Самим подбором материала, монтажным столкновением кадров, дикторским текстом, музыкой авторы бичуют жестокое отношение к природе, и их ленты не оставляют равнодушными зрителей. В сельской киностудии «Юность» Краснодарского края занимаются юные хлеборобы, животноводы, натуралисты. Летом ребята работают в поле, на ферме, помогают охранять реку Кубань от браконьеров. Словом, недостатка в темах для фильмов у них нет. Вадим Мальцев и Игорь Малышкин рассказывают: — Задумали мы однажды отснять на пленку работу нашего школьного кружка голубых патрулей. Стали брать с собой кинокамеру. Вместе с рыбинспектором задерживали браконьеров, расставлявших сети во время нереста рыбы, составляли на них акты. И все это снимали на кинопленку. На экране мы показали истинных губителей природы. Авторы выбрали метод съемки, открытый основоположником документального кино Д. Вертовым,— съемка врасплох. В фильме нет ни одного подстроенного кадра, поэтому он трогает своей остротой, достоверностью и страстностью. |