Юный Натуралист 1984-09, страница 5

Юный Натуралист 1984-09, страница 5

3

другими произведениями, в том числе над «Временами года» и балетом «Лебединое озеро», который был впервые поставлен именно здесь же, в Каменке, силами местной талантливой молодежи...

Пушкин и Чайковский. Связанный с этими великими именами, городок на Тясмине виделся мне в отрочестве каким-то сказочным фонтаном, извергающим радужные струи поэзии и музыки. Меня тянуло поехать в него немедленно. Однако попал я туда лишь много-много лет спустя, причем попал через... Воткинск.

Года два назад, путешествуя по Удмуртии, я ехал в Воткинск, зная его прежде всего как родину Чайковского. А еще мне было известно, что в Воткинске когда-то давным-давно местные мастера выковали шпиль башни Петропавловской крепости, строили речные суда и прочнейшие якоря для океанских судов. После Октября в Воткинске был собран первый советский экскаватор, освоено производство мощных железнодорожных кранов и револьверных прессов, а нынче выпускаются различные станки, прокат, литье, инструменты и многое другое. И я был приятно изумлен, когда сугубо индустриальный Воткинск предстал передо мной городом-парком с гигантским голубым прудом, прозранным в народе Лебединым озером.

В городе был огромный машиностроительный завод, в небо упирались высокие трубы, слышался шум заводских механизмов и машин, но ни дыма, ни пыли, ни копоти на улицах — ничего этого не было: завод и другие промышленные предприятия работали на природном газе. Дивясь обилию разнообразных цветов, кустарников и деревьев, я бродил по городу, не спеша отыскивая Дом-музей П. И. Чайковского.

За деревянным забором на улице Ленина я увидел разлапистые кедры, могучие дубы, веселые клены, лиственницы, бирючину, маньчжурский орех, высоченные старые березы, пышные рябины, декоративные и ягодные кустарники и много цветов. А еще я заметил делянки, на которых росли рожь, ячмень, бобы, алели маки, розовели и белели розы, зеленела ботва овощей, голубел лен. Нет, всего не перечислить! Я вошел в этот почти сказочный сад, где пахло медом, стоял пчелиный гул и гремел хор птиц, нарушаемый иногда голосами ребят и шумом автомобилей на улице. Меня восхитила ухоженность делянок, принадлежащих, как сообщили мне ребята, юннатам-опытникам из городской станции юных натуралистов, здание которой размещалось здесь же, на территории детского парка. Но еще в большее восхищение пришел я от той приятной гармонии, какую создавали чисто городская благоустроенность парка и девственность его леса. По соседству с делянками находились игровые площадки с расписными теремамй и качелями, а буквально в нескольких шагах от них, в подлеске, краснели шляпками подоси