Юный Натуралист 1984-10, страница 39

Юный Натуралист 1984-10, страница 39

37

постоянство «привязанностей» ламантинов: порой в течение длительного времени держатся вместе молодые самцы и, вероятно, более года не расстаются друг с другом мать и детеныш.

Обычно на свет появляется только один малыш, но известны случаи, когда рождались и близнецы. Мать кормит детеныша молоком в течение восемнадцати месяцев. Происходит это под водой. Пик рождаемости приходится на конец весны и начало лета. Уже через несколько минут после рождения маленький ламантин способен плыть рядом с матерью. Обычно он держится возле ее плавника. Это сразу бросается в глаза, так как взрослые ламантины обычно плывут «гуськом». Видимо, малышу легче плыть, когда он рядом с матерью: в таком положении уменьшается сопротивление воды, которое ему приходится преодолевать.

Мать никогда не нападает ни на своих сородичей, ни на людей, если те приближаются к малышу. Она пытается помешать им тем, что все время плавает между «чужаком» и своим малышом. Если мать убеждается, что опасность велика, она пытается спастись бегством вместе с детенышем. Уплывающие прочь мать и малыш выглядят слаженным дуэтом, причем они все время перекликаются между собой.

Рейнольдз описывает такой случай. Однажды самка оказалась отрезанной от своего малыша не до конца раскрытым шлюзовым затвором. Отверстие было слишком мало для нее, а течение слишком сильно для того, чтобы детеныш мог вернуться обратно. По меньшей мере три часа мать пыталась преодолеть препятствие. Она снова и снова просовывала голову в узкое отверстие и звала детеныша. В конце концов ворота шлюза отворились достаточно широко, самка проплыла сквозь них и присоединилась к малышу.

Интересно наблюдать, как ламантины часами «катаются» на сильных подводных течениях, возникающих возле плотин, когда шлюзовые затворы открыты не полностью. Иногда они просто скользят по течению параллельно друг другу, иногда поворачиваются боком к течению, иногда многократно пересекают его по диагонали и возвращаются обратно. Все действия производятся скоординированно. При этом ламантины часто тыкаются друг в друга носами, визжат и попискивают.

У ламантинов встречаются и другие формы координированных действий. Иногда, например, двое или несколько животных плывут друг за другом и синхронно поднимаются на поверхность, чтобы вдохнуть воздух, потом вновь ныряют, согласованно меняют направление движения. Лидеров в группах, видимо, нет, во всяком случае, выделить их наблюдателю никогда не удавалось.

Скоординированные действия ламантинов можно было бы назвать игрой, но поскольку поведение животных изучено мало, то, воз

можно, в таком поведении заложен и другой смысл, пока не ясный человеку.

Исследования показали, что зрение у ламантинов слабое.

Многие исследователи считают, что различные действия ламантинов никак не связаны со сменой дня и ночи. Однако зоологи, наблюдавшие за популяцией, обитающей в Голубой лагуне, все же установили некоторые закономерности. В течение всего дня можно было видеть, как ламантины кормятся и тыкаются друг в друга (возможно, таким образом, на ощупь, животные различают друг друга!). Спящими или дремлющими их тоже видели в любое время суток, но для отдыха они выбирали наиболее отдаленные и тихие уголки.

Ламантин может находиться под водой от четырех до пятнадцати минут. Затем он поднимается к поверхности, чтобы подышать, и снова ныряет. Длительное плавание и «катание» на течениях требует от него некоторого напряжения сил, и этими «упражнениями» он занимается в основном ранним утром или ближе к вечеру, когда температура воды понижается, а движение катеров и моторных лодок не такое большое, как в разгар дня. По всей вероятности, ночь ламантины проводят примерно так же, как день,— то едят, то спят.

Биологи вели тщательное наблюдение за одной из самок и ее детенышем. Оказалось, что 42 процента времени у самки уходит на сон, еще 49 процентов — на еду. Детеныш затрачивал на сон 78 процентов времени, на еду — 17 процентов. Таким образом, на все остальное в обоих случаях остается меньше 10 процентов времени.

Семейство дюгоней содержит единственный род обыкновенных дюгоней. Обитают они в прибрежных морских водах тропиков. Достигают трех метров длины, взрослые самцы могут весить 170 килограммов и больше, самки обычно мельче. Живут *ти животные, как правило, парами или небольшими группами, но известны случаи, когда дюгони объединялись в крупные стада.

Дюгони безмолвны, лишь детеныши их иногда подают голос, похожий на блеяние ягненка.

Размножаются дюгони медленно. На свет появляется всегда только один детеныш. Молоко матери он сосет под водой. Время от времени мать довольно высоко высовывается из воды, чтобы вдохнуть воздух. Возможно, именно эта «человекоподобная» форма и поза животного и породила когда-то фантастические рассказы моряков о морских девах.

Дюгони крайне уязвимы, так как обитают в непосредственной близости от берега, медлительны, не имеют никаких средств защиты от врагов (кроме разве что тонкого слуха). Истребляли их повсюду — прежде всего ради вкусного мяса и жира, который часто использовали в качестве целебного средства от многих болезней. В Австралии за дюгонями охо