Юный Натуралист 1984-11, страница 22

Юный Натуралист 1984-11, страница 22

20

Ночь куропатки проводят, как говорится, в тесноте, да не в обиде, а рано утром идут на кормежку. Странно спасается куропатка от своего лютого врага — ястреба. Заметив его, она не зарывается в снег, как тетерев или рябчик, просто прячет в снег голову. А ястребу того и надо: подлетит, схватит, и остаются на снегу только перья.

Врагов у куропатки много — хищные птицы, лисицы, даже горностай может схватить зазевавшуюся птицу. А сама она поедает массу вредных насекомых, но иногда разоряет муравейники.

Всю прошлую зиму наблюдал я за серыми куропатками, как они проводят короткий зимний день; узнал, что каждая стайка этих птиц ночует в определенном месте, ходит, чтобы покормиться, одной тропой, а возвращается непременно другой.

Сергей НИКИТИНСКИЙ

г. Брест Белорусской ССР

В городах и поселках в птичьих столовых началось оживление — стоит только подойти к кормушке с пакетиком, как большие синицы тут как тут — ждут угощения. Юннаты приготовили много кормушек и корма запасли вдоволь. Надеемся, птицам не придется страдать от голода в холодные зимние дни, а ребята не узнают таких огорчений, какие испытала наша Почемучка.

ОбиАа

В редакцию журнала пишу первый раз. Пишу от возмущения, обиды. В нашем Битцевском лесопарке есть родник, куда многие приходят за водой или просто погулять. Пришли сюда и мы с папой. Около озерца, образованного родником, установлено много кормушек для птиц. Я положила в них семечки и отошла. Около родника стояли два мальчика. Один из них подбежал к кормушкам и стал выгребать из них семечки, а другой крикнул ему: «Захвати и мне!»

Папа отругал мальчиков, и они убежали. Наверное, просто на время спрятались, а потом снова начнут грабить кормушки, забирать из них орехи и семечки.

Мне так горько, что кто-то способен обидеть слабого, украсть корм у птиц!

Вика МАРКИНА

Москва

На реках сейчас предзимний ледоход — плавает шуга, смерзается в льдины. Сначала льдом покрываются маленькие речки, потом — крупные. А за ледоставом вскоре ляжет и настоящий зимний снег. И тогда можно отправляться в лес изучать следы и зимнюю жизнь зверей. Слово Почемучке.

Зимние тропы

Мелкий снежок постепенно сменился большими снежными хлопьями, которые окутали лес матовой пеленой. Видимость значительно ухудшилась, но, подойдя к лесу, я заметил, что густые лапы елей оказались надежной преградой для снега.

Я внимательно осматривал снег в глубине березовой рощи, стараясь найти какие-нибудь следы. Долго искать не пришлось: по невысокому склону петляли отпечатки лап лисы. Мне оставалось лишь потропить их. Но, к сожалению, на первых порах ничего особенного заметить не удалось. Пройдя еще несколько десятков метров, я остановился, заметив интересную деталь: лисьи следы в этом месте начали петлять вокруг двух сосенок. Наверняка рыжая заинтересовалась мышиными ходами в снегу.

Потом следы вышли на дорогу, обогнули сосняк и повернули назад. Возвращаясь, я увидел свежие заячьи следы, а затем и самого косого, но сфотографировать не удалось: треснула ветка под ногой.

Олег БЕРНАТ

пос. Румно Брестской области

Бесконечные открытия дарит людям удивительная наша планета. О работе исследователей, участников высокоширотной экспедиции, рассказывает наш гость из Ленинграда, сотрудник Зоологического института АН СССР Максим Федорович Осповат.

Кто живет в студеном море?

Почти каждый день в течение года, надев акваланги, погружались ученые под лед, чтобы изучить подводный мир Северного Ледовитого океана.

Не прерывались работы и в течение долгой полярной ночи.

Но работу полярников затрудняли не только темнота, морозы, вьюги и ледяная вода океана. Нередки были визиты «хозяев Арктики» — белых медведей.

Но вот когда в проруби, которая была единственным связующим звеном между подводным миром и поверхностью, один за другим вынырнули подышать четыре моржа, то подводные работы оказались под угрозой срыва.

Вопреки ожиданиям подводный мир в районе Земли Франца-Иосифа (а это самая северная суша Евразии), где температура воды даже летом не поднимается выше минус 1,7 градуса, оказался ярок и разнообразен, почти как в тропиках. В голубой, кристально-