Юный Натуралист 1984-12, страница 14

Юный Натуралист 1984-12, страница 14

12

Offуф*

Интересен этот месяц для натуралиста. Зима еще не набрала сил. Ясные дни чере дуются с пасмурными. И тогда выпавший с вечера снег спешит сообщить следопыту свежие новости. Но случается, подуют юго-западные ветры, и погода испортится. Мелькает за окном дождь вперемешку с мокрым снегом, струясь и сливаясь, сбегают по стеклу капли.

А в лесу и в эту пору много интересного. Удивительное дерево лещина. Уже больше двух месяцев прошло с тех пор, как на лесную подстилку упал последний перезревший орех, но до сих пор продолжают кормиться питательными плодами орешника многие звери и птицы. Как трудолюбивая хозяйка запасает на зиму фрукты, овощи и грибы, так же осенью поступают многие лесные жители. Растасканные и спрятанные по укромным местам плоды и семена помогают им пережить лихое зимнее время.

Не видно, что происходит в орешниках под толщей сне

га. Только весной, отковырнув валяющуюся колоду, увидишь, как много под ней пустых ореховых скорлупок с круглыми отверстиями в боку. И под другой колодиной то же самое. Большую долю урожая орехов уничтожают грызуны: рыжие полевки, лесные и желтогорлые мыши.

Пока снег еще неглубок, в лесу часто встречаешь покоп-ки птиц. Это сойки и ореховки доставали желуди и орехи. А белка ухитряется отыскивать любимые плоды, даже когда толщина снежного покрова достигнет значительных размеров. Достав орех, она тут же разгрызает его, и на снегу возле вырытой лунки остаются скорлупки.

Птицы не съедают орех на месте, а несут его на какой-нибудь пень или толстый сук. Особенно это характерно для кедровки, или, как еще ее называют, ореховки. Там, где этих птиц много, некоторые пни к весне бывают завалены половинками ореховых скорлупок. Спелые орехи кедровка раскалывает точно по шву. А осенью, пока орехи еще молодые, птица пробивает в скорлупе довольно широкое отверстие.

Белка делает запасы орехов и желудей, но может также найти орех, оставшийся в

Кедровка.

Поползень трудится над орехом.

листве под снегом. Птицы хорошо запоминают места, где устроили «кладовку». И если птица, раскопав снег, не нашла там ничего, это не значит, что ей изменила память. Просто птичью кладовую разыскал какой-то другой любитель вкусных припасов.

Очень большой охотник до лесных орехов поползень. Часто случается находить зажатую в трещину коры пустую скорлупку с пробитым клювом широким отверстием. Иногда на одном дереве находишь несколько таких скорлупок. По осени поползень тоже делает запасы. Он таскает в дупла и засовывает под отставшую кору орехи, желуди, летучки клена. Интересно наблюдать за поползнем. Часто, услышав тихое постукивание в зимнем лесу, можно увидеть, что, раздалбливая орех, птица сидит вниз головой.

Большой пестрый дятел тоже не прочь полакомиться орехом. Загнав его в щель на пне или в трещину коры, он легко раскалывает скорлупу сильным клювом. Если поползень вынужден выбирать только некрупные орехи с гонкой скорлупой, то дятел справляется с любым, как бы ни бы^а толста его оболочка.

Так же, как по характеру погрызов можно узнать, кто кормился орехами, узнаем «по почерку» тех, кто посещал рябины или другие плодовые и ягодные растения.