Юный Натуралист 1985-02, страница 33

Юный Натуралист 1985-02, страница 33

31

ке Каспия, образуя крупные лежбища. Когда наконец вода у берегов замерзает, залежки перемещаются на лед, причем звери стараются находиться на льдинах подальше от берега, чтобы уберечься от наземных хищников.

Таким образом, до недавнего времени считали, что каспийский тюлень как вид образует одну большую популяцию с областью обитания, охватывающей все Каспийское море. Редкие сообщения рыбаков и местных жителей о появлении на островных залежках на юге бельков ученые не принимали во внимание—уж слишком невероятным казалось то, что тюлени могут променять привычные льды на песчаные барханы.

Однако два года назад экспедиция Всесоюзного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), изучавшая в феврале распределение тюленей в восточной части южного Каспия, обнаружила две островные залежки в несколько тысяч животных и среди них — около десятка бельков. Можно представить, какую реакцию вызвал у зоологов вид сразу нескольких белоснежных тюленят на красных песчаных барханах островов.

Можно было бы отнести это явление к разряду причуд природы или даже курьезов, но вспомнились прежние сообщения о подобных случаях, и вскоре возникло предположение о существовании или образовании некой обособленной группы геофильных (в буквальном переводе — землелюбивых) каспийских тюленей.

Каковы же причины образования такой группы? Возможно, первыми новые места обитания осваивают молодые животные и прежде всего самцы, а затем там появляются и самки с потомством.

Начались исследования. Старший научный сотрудник ВНИРО В. И. Крылов, наблюдая здесь за тюленями, сразу же отметил некоторые отличия в их образе жизни. Например, самки с детенышами не обосабливались в отдельную группу, как это бывает на льдах, а располагались поодиночке у самой воды. Тюленихи кормили своих малышей только по утрам, тогда как обычно, на севере, бельки получают молоко два-три раза в день. Немногочисленные пока измерения тела животных указывали на то, что островные тюлени чуть мельче северных.

Давно известно, что какая-либо метка, укрепленная на теле новорожденного животного, может затем долго давать самую точную информацию о жизни и самого меченого зверя, и той группы, к которой он принадлежит. Обычно на хорошо заметн'ой издали метке содержится несколько цифр, по которым можно узнать возраст, пол, место рождения и мечения животного, даже не подходя к нему вплотную.

И вот с запасом меток и необходимого снаряжения в январе 1984 года мы прибыли в очередной раз на острова. Как и ожидалось, бельков на залежках стало еще больше. Всего мы насчитали около сорока детенышей и примерно столько же годовиков, то есть тюленей, родившихся в прошлом году.

Зачастую и бельки и годовики держались по одному или маленькими группками поодаль от основных залежек, укрытые песчаным гребнем или колючими ветками сухого кустарника. Пользуясь этим, мы подбирались к ним вплотную и в результате большую часть молодняка украсили разноцветными метками. При последующих встречах (на которые мы очень надеемся и которые могут произойти в любом другом районе Каспия) яркие зеленые кусочки пластика на задних ластах тюленей выделят из общей массы самцов, а красные — самок, родившихся на островах юга. Цифры же, которые можно прочесть в бинокль на каждой метке, сообщат все остальные «паспортные данные» об этих животных.

Конечно же, мечение — это только часть работы, необходимой для того, чтобы установить причины появления все большего числа бельков в барханах. Очень важно также, собрав как можно больше данных о внутреннем строении и морфологии животных на юге и на севере, сравнить их и попытаться выделить присущие каждой группе особенности.

Пока же работа только начинается и с уверенностью можно говорить лишь о том, что проблема, безусловно, интересна как для зоологов, так и экологов, поскольку увеличение численности южной группы тюленей может существенно изменить режим использования рыбных ресурсов Каспия.

А. ЗОРИН

Фото автора