Юный Натуралист 1985-06, страница 23

Юный Натуралист 1985-06, страница 23

Рассказ о Николае Михайловиче Пржевальском можно начать с 1 октября 1845 года. 8 этот день в Петербурге, на квартире писателя, автора знаменитого Толкового словаря Владимира Ивановича Даля впервые собрались члены-учредители Русского Географического общества. Среди них были полярный исследователь Федор Петрович Литке, географ Константин Иванович Арсеньев и командир первой русской кругосветной экспедиции Иван Федорович Крузенштерн.

Никто из этих выдающихся людей не мог знать, что где-то в лесу под Смоленском с игрушечным ружьем, стреляющим желудями, бродит шестилетний мальчик, который через четверть века прославит на весь мир только что родившееся Географическое общество, а вместе с ним и Россию.

Не с этих ли лесных тропок начинались его дороги к истокам Желтой реки и к заоблачным хребтам Ала-Шаня?

Детство, проведенное в деревенской глуши, дает огромное преимущество всякому, кто собирается стать путешественником. С малых лет Коля Пржевальский, сын отставного офицера, учился переносить жару и стужу, голод и жажду, распутывать звериные следы, часами

терпеливо сидеть в засадах и стрелять без промаха. В этом искусстве он не знал себе равных.

Закончив Смоленскую гимназию, Пржевальский пять лет прослужил в армии и поступил в академию генерального штаба. В академии он увлекался не столько военными науками, сколько зоологией, ботаникой и географией.

В шестидесятых годах прошлого столетия внимание географов всего мира было приковано к Африке. Ливингстон и Стенли проникли в такие дебри Черного материка, куда еще не ступала нога европейца. Но столь же неисследованная область земного шара расстилалась и у самой русской границы. Это была Центральная Азия, с трех сторон закованная в непроходимые горные цепи. «Обитель снегов» — Гималаи; «Крыша мира» — Памир; «Небесные горы» — Тянь-Шань... Какие народы живут за гигантской оградой, каковы там природа и климат, откуда берут начало реки? Сведения обо всем этом были отрывочны, разноречивы, или их не было вовсе.

Переписать заново искаженную карту Центральной Азии предстояло Пржевальскому. Его замысел — снарядить трехлетнюю экспедицию в неизученные области Азии — встретил горячую