Юный Натуралист 1985-07, страница 36

Юный Натуралист 1985-07, страница 36

34

Какой из этого можно сделать вывод? Чайки не терпят одиночества.

Когда чайки живут в микроколонии, их участки имеют размер три -четыре метра, а то и всего полметра. Обосновавшись в своем владении, птицы рьяно защищают его. Факт известный. Долгое время ученые считали: хозяин участка прогоняет абсолютно всех непрошеных гостей. Однако исследования С. П. Харитонова опровергли традиционные представления. Выяснилось, к своим соседям чайки относятся более или менее терпимо. Во всяком случае, чужаков они атакуют примерно в три раза чаще, чем соседей. Больше того, расположенные рядом территории птиц часто накладываются друг на друга.

Чайки устраивают гнезда не в центре своего владения, а с краю. И самый удаленный от гнезда участок они почти не охраняют. Сюда-то и заходят соседи. Если непрошеный гость держится в пограничной зоне — это полбеды. Однако некоторые чайки захватывают большую часть владения соседа, включая гнездо. Сергею Павловичу удалось обнаружить интересную закономерность. Некоторые чайки яростно защищают гнездо от всех вторженцев,. кроме одного — главного, доминанта. Значит, чайки соблюдают неписаную табель о рангах, у них существует иерархия? Получалось, что так. Вот чайка-доминант заходит на соседскую территорию, и хозяйка вместе со своими детьми без всякого сопротивления уходит на край участка. А в это время в оставленном гнезде обосновывается птенец доминанта. Проходит несколько часов, и важные соседи удаляются. Хозяева возвращаются домой и начинают по-прежнему охранять гнездо от более слабых соплеменников.

Исследования показали, что доминантам всегда бывает чайка-самец. Лишь вместе с ним появляется на чужой территории самка. Ну а подчиненные, кто они? И самцы, и самки, и даже птенцы. Едва им исполнится полторы недели, они начинают следить за неприкосновенностью границ семейного владения, а в трехнедельном возрасте они справляются со своими обязанностями прекрасно: без помощи родителей выдворяют всех пришельцев. Однако, если вблизи появится доминант, они, как и взрослые, знают свое место.

Главенствуют ли чайки или занимают

подчиненное положение, строят гнезда или насиживают яйца — они никогда не забывают о хлебе насущном. Озерные чайки — птицы всеядные. Но каким бы ни был корм, его надо добывать. У киёв-ских чаек выбор богатый. Неподалеку от озера — поля, пролетишь немного на восток — Учинское водохранилище. Но как используют чайки места кормежки? Ответа на этот вопрос не было.

Сергей Павлович начал с того, что на крыльях одних чаек прикрепил метки, а других птиц он полностью выкрасил в желтый, синий, зеленый цвета. В общей сложности была помечена тысяча чаек. Оставалось следить, куда полетит каждая из них.

Когда исследование подошло к концу, оказалось: чаек с равной вероятностью можно было встретить на любом месте кормежки. Но самым интересным было то, что они не испытывали пристрастия к какой-то определенной «столовой». Птица, появившись в одной из них, летала туда день за днем, потом меняла ее на другую, где снова держалась определенный период, и опять улетала в новую «столовую». В результате на постоянных кормовых угодьях всегда было много птиц, но состав стай все время менялся.

Менять время от времени места кормежек выгодно. Такое использование территории позволяет чайкам контролировать многие источники пищи. В итоге птицы располагают не только постоянной кормовой базой, но достаточно быстро находят и временные «столовые». Неподалеку от Лобни, едва затарахтят на полях тракторы, чайки тут как тут.

Полнее использовать местность, окружающую колонию, птицам помогает еще одна черта поведения. Чайки не ленятся. Вылетают на разведку в места, где раньше никогда не бывали. И вот корм обнаружен. Прежде чем сесть на землю, чайка, расправив крылья, как бы замирает в воздухе. Это сигнал для остальных. Еще две подлетели и застыли в той же позе. Все больше и больше птиц собирается к находке.

Вот так и живут чайки в Лобне. У них много своих проблем, и им не до людей, почему-то поселившихся возле их колонии. А люди сезон за сезоном, год за годом все глубже проникают в тайны жизни птиц.

Л. СТИШКОВСКАЯ