Юный Натуралист 1985-11, страница 15

Юный Натуралист 1985-11, страница 15

РОДИНА

В КРАЮ ВЫСОКИХ ВДОХНОВЕНИИ

Пушкиногорье... После смерти Александра Сергеевича Пушкина многое здесь переменилось до неузнаваемости, многое кануло в Лету... Фашисты превратили наши святыни на псковской земле в пепелище. Враги в звериной ненависти к России, к советскому народу пытались уничтожить русскую культуру, выжечь из памяти людской само имя поэта.

Советские люди возвратили к жизни Пушкинский заповедник. И в этом немалая заслуга Семена Степановича Гейченко. Директор сейчас всемирно известного Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина, он еще и хранитель пушкинского Святогорья, как его все называют. Музейный хранитель С. Гейченко — историк, литературовед, коллекционер, а еще художник, лекарь. Он терпеливо возвращает прошлое к новой жизни.

Пушкинские памятники не только дом поэта, усадьбы... Среди них лужайки, пруды, холмы, деревья, связанные с жизнью Пушкина. Это старожилы «аллеи Керн» в Михайловском — древние липы, это старая ганнибаловская дорога, по которой часто гулял поэт. Озеро Маленец и «холм лесистый», воспетые Пушкиным. В Тригорском три его былинных горы. Живописный парк, замечательный образец русского садово-паркового искусства второй половины XVIII века. «Скамья Онегина» у обрыва под старым дубом... Петровское — родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов. И могила поэта в Святогорском монастыре.

Мемориальный пушкинский памятник имеет особую власть над людьми. Они обращаются к Пушкину за советом, за помощью, они видят в нем опору и источник неиссякаемых сил душевных. Спасительная нравственная сила, заложенная в творениях поэта, и притягивает к себе всех нас.