Юный Натуралист 1985-11, страница 12

Юный Натуралист 1985-11, страница 12

ЛЕСОВИЧКИ

На лето Оля Бачурина собралась в гости к бабушке.

Коренной горожанке первые дни пребывания в селе, на лоне природы, показались сказочными... Какая милая речка с кубышками и белыми водяными лилиями! Замечательный цветущий луг с приятной шелковистой травой! Чудо-лес с земляничными полянами, с зарослями душистой малины, с потаенными грибными местами!

Однако праздное житье без друзей, в одиночестве быстро наскучило. Даже книги не помогали. И как-то, будучи в плохом настроении, Оля написала маме, что уже собирается домой. Наверное, так бы все и произошло, если б не случайная встреча.

Однажды Олиной попутчицей в автобусе оказалась девочка одних с ней лет. Познакомились. Разговорились. Таня Спиричева рассказала, что у них в Абака-нове организовано школьное лесничество. Все лето ребята живут на кордоне: работают и отдыхают.

— Приходи в мое звено, не пожалеешь.

Оля, не задумываясь, согласилась.

Два трудовых месяца в ребячьем коллективе прибавили ей, семикласснице, жизненных впечатлений и знаний о природе. До поездки в Абаканово (стыдно признаться) Оля могла назвать пять-шесть наименований дикорастущих цветов.... Ну там — одуванчик, колокольчик, ромашку, ландыш, лютик, василек. Вот и все. Теперь же она знает не по схемам, не по рисункам, можно сказать, в лицо больше полусотни луговых и лесных растений. Разбирается в их основных биологических, полезных для человека свойствах. Для этого, впрочем, не потребовалось привычных классных занятий по учебной программе. Прелесть «лесных

уроков» заключалась в том, что они проходили под открытым небом — в лесу, на лужайке, в поле.

Учительница биологии Татьяна Ивановна Иванова не упускала ни одного случая, чтобы показать ребятам красоту зеленого мира.

— Поглядите, какое удивительное создание,— обращала она внимание своих учеников на молодую елочку, стоящую особняком от своих подружек.— Не напоминает ли деревце юную балерину, впервые вышедшую на сцену?

Или на прополке, в питомнике.

Жара. Духота. Мошкара. Но вот слышен звонкий голос Татьяны Ивановны:

— Вы только обратите внимание на соцветия этой дикой мальвы. Как будто человеческие глаза... И почему-то грустные.

У кого-то, может, минутой раньше явилось желание: унести с поляны в комнату это удивительное творение природы. Но не поднимается рука сделать больно растению, у которого «человеческие глаза».

Незаметно, исподволь западало в ребячьи души поэтическое восприятие родной природы, все чаще возникало желание принести ей благо, пользу. Причем не в общем и целом, а конкретно, каждой ее частичке. Но в этом, пожалуй, главная трудность! Ведь доброта и любовь, они всегда рядом и выражают себя в движении, в деятельности. В противном случае все так и останется благими рассуждениями.

Больше всего нравилось Оле то, что каждому здесь была предоставлена возможность проявить свои индивидуальные способности в конкретном деле. А развернуться было где! Тридцать пять гектаров леса со всей его флорой и фауной переданы абакановским школьни-кам-лесовичкам, как их любовно называют жители окрестных сел. Слово это удивительно точно передает характер их труда. И в какой-то мере даже образ жизни юных природоведов.