Юный Натуралист 1985-11, страница 14

Юный Натуралист 1985-11, страница 14

12

Ох и смеху же было, когда позже Оля сама рассказала ребятам, чего она испугалась. Дело в том, что порхалище — это, образно говоря, птичья баня, где пернатые купаются в пыли. Для красавцев северных лесов — глухарей устраивают специальные площадки с лунками, в которых эта птица в жаркие часы любит понежиться, наводит туалет и пополняет желудок камешками. Юннаты по совету орнитологов оборудуют порхалища в полном соответствии с птичьими требованиями. Так что угодья Пришекснин-ского лесничества славятся даже на Во-логодчине глухариными токами.

Жизнь на кордоне была бы неполной без веселых затей. После трудового дня на лоне природы как-то по-особенному воспринимаешь даже давно примелькавшееся... Это, как чай у костра, как полевая каша из общего котла, ни с чем не сравнимо.

Постепенно перед Олей Бачуриной раскрылась организация дружного ребячьего коллектива. Учителя и закрепленные специалисты занимались в основном задачами инженерно-технологиче-скими, производственными. Все остальные вопросы самостоятельно решал выборный ученический совет. В состав его вошли самые авторитетные, деловые ребята. Два срока председателем был восьмиклассник Коля Малышев. Избирались также свои лесники. На эту должность в то лето выдвинули Олю Ги-ричеву и Свету Петрову. Хозяйственные и культурные обязанности исполняли Сережа Семичев и Женя Соколов. На летний период избирали и комсорга лагеря.

Школьное лесничество полностью окупает затраты на свое содержание, находится на хозрасчете, получает прибыль. «Когда мы подвели окончательные итоги,— писала Таня Спиричева в письме к Оле в город Череповец,— на счету лесничества оказалось 1340 рублей. Закупили недостающие музыкальные инструменты. Обновили свой гардероб участники вокального ансамбля. Тридцать рублей внесли в Фонд мира. Осталось еще и на экскурсию в Ленинград. Так что можешь присоединяться!»

Нетрудно было определить Олин вклад в дела лесничества, разделив общий итог на тридцать семь,— столько пар рабочих рук насчитывалось в двух'

звеньях. Но чем измерить воспитательное воздействие труда, благотворную силу природы на восприимчивые ребячьи сердца? Природа чутко реагирует на доброе к ней отношение, в свою очередь, способна преобразить мир души, дать верное направление уму, возвысить человеческие чувства.

Один из последних сборов лесовичков был посвящен теме «Мое личное восприятие леса». И сколько же здесь было рассказано занимательного, поучительного!

Сережа Богданов: «Твердо решил, что стану биологом. Даже помню то мгновенье, когда впервые это осознал... Была ранняя весна. Шел я просекой и чуть не наступил на серый комочек, похожий на сбившийся тростниковый пух. В руки взял — оказался зайчишка, беспомощный, доверчивый. Я же при этом почувствовал себя едва ли не всемогущим. Но никогда не был так счастлив, когда тут же выпустил зверька на волю».

Оля Теричева: «Как-то с братом пошли мы по ягоды. Зашли в малинник, но сразу поняли, что нас опередили. И вдруг увидели своих соседей: большого медвежонка и совсем маленького. У медведей часто бывает так, когда старший шефствует над младшим, его называют пестун. В тот раз и оказалась перед нами такая пара... Что тут делать, как быть? Бежать или затаиться, выждать? Пока я соображала, звери нас заметили и, как провинившиеся, бросились вон из малинника. Я же нисколько не испугалась, было даже немного смешно».

Максим Федотов: «Никому не говорил, а сейчас признаюсь: однажды с ребятами в компании участвовал в разорении птичьих гнезд. Считали это чуть ли не геройством. А теперь так стыдно, что словами не выразить. Вот и стараюсь хоть как-нибудь вину свою перед птахами загладить».

Августовский вечер на лесной опушке Оля Бачурина, пожалуй, никогда не забудет. Здесь у костра состоялось ее посвящение в члены школьного лесничества. Вместе со своими новыми друзьями она решила всегда и везде оставаться верной их заветам: быть другом леса и его обитателей, служить им верой и правдой.

Н. ПЛАХОТНЫЙг Фото Н. Зотова