Юный Натуралист 1985-11, страница 16

Юный Натуралист 1985-11, страница 16

14

С. С. Гейченко писал: «И сердце мое испытывает особую радость, что год от года все больше и больше людей ищут встречи с Пушкиным, не только с его стихами, бессмертными образами, а более — с той атмосферой, с той землей, на которой возмужало его творчество».

Пушкинский праздник. Люди стоят у древних стен Святогорского монастыря. Там, за каменной оградой, на холме, могила поэта, его печальный «предел».

Множество гостей со всех концов света. Они едут к Пушкину, потому что не могут не приехать. Выступают поэты, писатели. Гремит музыка. Ликующе звучит гимн Родине, подарившей миру гения. Широко распахнуты монастырские ворота, нескончаемым потоком идут люди. Цветы и венки Пушкину.

Льется к солнцу народная музыка во славу Солнца Русской Поэзии, звучат стихи о любви к Пушкину, стихи о братстве, о дружбе народов, о Родине... Они звучат в Свя-тогорье весь день. Так было в прошлые годы, так будет всегда.

Ранним утром, еще в темноте, я выехал из Москвы и вскоре миновал Истру, Волоколамск. Дальше шоссе даже в разгар дня было пустынным. По обе стороны дороги мимо проплывали смешанные и хвойные леса, опушки в пестрых цветочных коврах, небольшие поля, поляны, болота. Уже под вечер, в Псковской области, помчались мимо холмы, озера, замелькали медно-красные стволы сосен.

Для приезжающих поклониться пушкинским местам почти в центре Псковской области, неподалеку от Михайловского, построена большая турбаза. Я подъехал к ней примерно в час ночи, а ночь была северной, белой, без теней. Между спящими домами около окон и подъездов спокойно летали крикливые озерные и сизые чайки и, присаживаясь, подбирали щедрые дневные подаяния туристов.

За территорией турбазы распахнулся типичный пейзаж северной России: моренные холмы, леса, перелески и поля с большими серыми валунами по краям, а рядом колосящаяся рожь и, конечно, васильки. Тропинка спускалась с холма к деревне, за деревней начинался лес Михайловского, справа от него, где-то за деревьями, было Петровское — имение известного Предка Александра Сергеевича — Ганнибала, а слева совсем невидимое Тригорское — поместье пушкинской Татьяны (именье Осиповых-Вульф).

Не терпелось скорее объехать все, осмотреть все сразу, но была ночь, и следовало подумать об отдыхе.

До сих пор не доводилось мне видеть поместье, расположенное более красиво, чем Михайловское.

17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров Михайлов

ское, Тригорское и могила Пушкина в Святогорском монастыре были объявлены государственным заповедником. В 1936 году к нему были присоединены Савкино с городищем Савкина горка, Петровское и весь Святогорский монастырь.

Очень многое было разрушено здесь фашистами во время минувшей войны: сожжены дома, вырублена значительная часть деревьев, землю обезображивали воронки. Но русские люди по крохам восстанавливали национальную святыню, и теперь вид заповедных поместий и все имеющееся в них соответствует тому, что было в пушкинские времена.

На горе, под поместьем Тригорским, в давние времена стояла русская крепость Воронич. И Савкина горка была крепостью. Недалеко от Пушкинских гор сохранилась гора еще одной крепости — Велье. А сколько вросших в землю белостенных храмов со шлемовидными куполами на псковской земле!

Каждый валун на склонах холмов — свидетель богатырской истории Руси, любой из них мог вдохновить поэта на сказку.

Природа Пушкиногорья, думаю, сохранилась такой же, какой была она при жизни поэта. Совсем рядом с домами Михайловского в вершинах старых сосен скрипуче кричат зуи. Так здесь исстари называют серых цапель, и поблизости есть деревня Зуево. В полях по свежей пахоте или по сенокосам деловито ходят аисты. Они гнездятся у дорог на соснах со сломанными вершинами и на столбах.

Казалось бы, Псковская область — настоящий север, но прошелся я по склонам Воронича, Велье, Савкиной горки и обнаружил растения, которые встречал обычно южнее Московской области:

I