Юный Натуралист 1985-11, страница 20

Юный Натуралист 1985-11, страница 20

В кружке юных биологов зоопарка шло собрание. Кюбзовец рассказывал о своих наблюдениях в одном из отдаленных районов Подмосковья. Он увлеченно и интересно говорил о встречах с редкими птицами, показывал фотографии. Ему удалось отыскать место, где держатся глухари. Правда, самих птиц увидеть не удалось, но их следы и перья часто встречались совсем близко от избушки лесника.

Юннат раскрыл папку, вытащил свою находку и пустил ее по рядам. Все с интересом рассматривали широкие темные с пест-ринками и светлой полосой на конце перья. А когда очередь дошла до руководителя кружка, он лукаво усмехнулся.

— Нет, это не глухарь,— сказал он,— это перья из хвоста домашнего индюка.

В предзимнюю пору и птицы и звери подтягиваются к человеческому жилью. В поселках проис-

Домашние буйволы.

ходят интересные встречи. То ястреб, неожиданно вынырнув из-за угла, упадет в кучу копошащихся на дороге воробьев, то сокол сверху ударит по стае голубей. А на раскисшей после дождей дороге или на раннем снегу остаются следы гостей из леса, совсем рядом с домами.

Но случай в зоопарке напомнил о том, что отпечатки лап некоторых диких животных легко спутать со следами их одомашненных родственников, особенно там, где дикие и домашние животные пасутся в одних и тех же местах.

Разве могло прийти в голову юному следопыту, когда он увидел на лесной дороге крупные крестики следов, такие характерные для куриных птиц, что имеет дело с обыкновенным индюком? Только что наблюдал тетеревов и слушал, как пересвистываются в ольшанике рябчики, и вдруг, на тебе, индюк!

А представьте себе, что у зазевавшейся хозяйки из крольчатника удерет кролик и оставит на снегу отпечатки широких задних и маленьких передних лап. Скорее всего подумается,

что в деревню забежал заяц, хотя внимательный прохожий и отметит про себя, что следы его чем-то отличаются от привычных.

А кабаны! Осенью их следы особенно часто попадаются на глаза. Звери постоянно выходят из лесов на убранные поля рядом с селениями. Следы кабанов очень характерны. На мягкой почве или мелком снегу боковые пальцы, широко расставленные в стороны, дают четкие отпечатки. Тогда кабаньи следы не спутаешь со следами других диких копытных.

Когда вепрь идет по твердому грунту и боковые пальцы не отпечатываются, следы его можно принять за следы пятнистого оленя. Но где-ни-будь да и оставит кабан четкий четырехпалый отпечаток, или вспашет рылом землю, или почешется боком о ствол дерева. Так или иначе, а выдаст себя.

Но бывает, выпустит лесник из хлева домашнюю свинью, забредет она в ближайшую дубраву или орешник. И попробуй разберись, где копались свиньи, а где дикие кабаны? И следы и повадки у них очень схожи.

На Северном Кавказе и в Астраханской области я видел домашних свиней и целые семьи кабанов, пасущихся в одних и тех же зарослях. Причем домашние свиньи уходили далеко от человеческого жилья, а кабаны приближались к постройкам. Недаром в тех местах иногда у домашних свиней появляются полосатые поросята.

Следы зубра сейчас можно встретить в основном только в заповедни-