Юный Натуралист 1985-12, страница 20

Юный Натуралист 1985-12, страница 20

На севере и в средней полосе зима. А на юге нашей страны еще тепло. В Закавказье ясные теплые дни и вечная зелень субтропических парков. Радуют встречи с птицами. Под темной листвой олив, сам-шитов и олеандров, нисколько не боясь прохожих, скачут желтоклювые черные дрозды. В колючих зарослях ежевики прячутся оранжевогрудые зарянки, юркие крапивники, тихие, малозаметные завирушки.

Много интересных

встреч происходит на водоемах прикаспийских низменностей и в морских заливах, где зимуют многие водоплавающие птицы.

С илистого, словно инеем покрытого выступившей солью берега поднимаются большие стаи чир-ков-свистунков, табунки крякв и широконосок. Стремительно срываются юркие бекасы, не подпуская близко человека, поднимаются в воздух крикливые кулики-травники.

Спешит спрятат' ся в тростник пастушок.

Есть здесь и «южане» из числа тех, которые в средней полосе не встре

чаются. Это нарядные пестрые утки-пеганки, фио-летово-синие султанские курочки и ослепительно белые цапли.

Наблюдать за птицами лучше, спрятавшись в островке тростника.

Если скрадок выбран удачно, а наблюдатель терпелив и осторожен, из укрытия он может увидеть птиц в естественной обстановке, делать зарисовки, фотографировать, наблюдать за их поведением.

В тростниках слышатся шорохи, тихое похныкива-ние, негромкие вскрики, шлепки по воде. Пэтом за желтыми стеблями мелькнет что-то темное, и на тихую гладь, непрестанна подергивая головой, выплывет лысуха, чуть дальше вторая, за ней третья. Маленький длинноносый пастушок, ловко пролезая под склоненные стебли тростника, не проваливаясь, бродит по жидкой грязи недалеко от наблюдателя. Потом у самого берега опустится стайка чирков, за ними прилетят широконоски и кряквы.

Тихо, низко проплывая над тростниками, осматривает озерные просторы болотный лунь. При его появлении лысухи спешат

Нутрия

■Д

След нутрии: четырехпалой — передней и пятипалой — задней лап.

спрятаться. В тростниках скрадывают добычу камышовые коты, шакалы, лисицы и даже волки. На сухих островках и в степи вдоль берега еще издали заметны кучки разноцветных, чуть рассеянных ветром перьев. По следам и остаткам добычи можно научиться узнавать, кто из хищников здесь охотился.

Если пробраться на легкой лодке через густую стену тростников и взглянуть на широкую открытую гладь, увидишь, что основные скопления птиц именно здесь. Середина поверхности озера будто прикрыта темным покрывалом. Это отдыхают на воде хохлатые, белоглазые и красноголовые нырки. Будто белые айсберги, освещенные солнцем, видны пеликаны и лебеди. Дремлют утки, снуют вездесущие лысухи.

Там, где тростник начинает редеть, и меж бурых его островков видны тихие небольшие плесы, узкие и более широкие протоки. Здесь другой мир. Почти не видно нырковых уток, нет чирков. Маленькими группами плавают нарядные красноносые нырки, тихо покачиваются на воде серые утки. Ближе к вечеру, перелетая с места на место, появляются непоседы широконоски.

Осматривая остатки добычи хищников, мы чаще всего находили чирков-свистунков, крякв, лысух, султанских курочек, ка