Юный Натуралист 1986-02, страница 29

Юный Натуралист 1986-02, страница 29

29

ной обработки почвы — это и есть поверхностное улучшение, второй способ. Здесь своя специфика: семена нужно заделать в почву. Один метод нам уже известен — прогнать стадо овец. Придумали еще и такой. Семена погружают в густой раствор песка и глины, после чего вынимают и просушивают. Образовавшиеся «гранулы», попав в песок, не выдуваются ветром, но и не «проваливаются» слишком глубоко. Кроме того, оболочка помогает хорошему питанию всходов в первые дни их жизни.

А вот в глинистых пустынях проблема иного рода: высокая плотность и засоленность почв. Здесь пастбища создают с применением влагонакопительных борозд, а высевают растения, приспособленные к произрастанию на сильно-засоленных почвах.

Исследования продолжались четверть века. Удалось доказать, что лишь за счет более полного использования природных ресурсов пустыни, без полива и удобрений, можно получать урожай корма в 4—6 раз больше, чем с естественных пастбищ. Затраты на создание искусственных пастбищ относительно невелики и быстро окупаются, зато потом в течение 20—35 лет эти пастбища сохраняют высокую продуктивность. Они не требуют дополнительной обработки почвы и специального ухода, их можно использовать круглый год — даже в самые суровые зимы они дают овцам корм. Словом, искусственные пастбища лишены недостатков пастбищ естественных и в то же время обладают всеми их положительными качествами. И еще одна важная деталь: они уменьшают потребность в заготовке кормов на зиму, которые обходятся довольно дорого.

В результате, осуществив эти программы, специалисты улучшили более 3 миллионов гектаров пустынных земель в Туркмении и Узбекистане и увеличили поголовье скота на той же площади примерно на один миллион голов.

Пятьдесят два года назад Нина Трофимовна Нечаева впервые увидела туркестанскую пустыню. Чем измерить проделанную за эти годы работу? Количеством печатных трудов? Их у нее более 250. Километрами, пройденными по пустыне? Этих цифр не знает никто.

А может быть, рано еще подводить черту, может быть, работа не завершена? Ведь идеи Нечаевой продолжают раз

вивать ее ученики, среди которых 30 докторов и кандидатов наук. В 1984 году премии Ленинского комсомола удостоена работа «Укрепление кормовой базы пустынь Туркменистана», среди авторов которой — ученики Нины Трофимовны.

Академик АН Туркменской ССР, Герой Социалистического Труда, доктор биологических наук, лауреат Государственной премии СССР профессор Н. Т. Нечаева — ученый с мировым именем. Она участвует во многих международных конгрессах и конференциях, выступает с докладами за рубежом, является председателем научного совета по проблемам пустынь в СССР.

— Нина Трофимовна, может сложиться впечатление, что после вас и ваших учеников сделать что-то новое в области освоения пустыни практически невозможно.

— И совершенно напрасно. Перед учеными встают все новые и новые задачи. Возможно, уже в ближайшем будущем, претворяя в жизнь Продовольственную программу, мы окажемся на пороге новых открытий. Так что работы, думаю, хватит всем желающим.

— Значит, недалеко то время, когда пустыня, как говорится, станет цветущим садом?

— А вот это уже из области фантастики. Даже при использовании всех местных водных ресурсов может быть освоено под земледелие только около 10 процентов площади пустынь Средней Азии. Остальную территорию предстоит рационально использовать именно как пустыню. Каким образом — это и предстоит решить будущим исследователям, на помощь которым придут новейшие достижения научно-технического прогресса.

Кстати, по мнению Нечаевой, рациональное использование природы — это и есть высшее проявление бережного отношения к ней.

Л. ЗАХАРОВ Фото В. Житникова, 3. Заболотновой