Юный Натуралист 1986-03, страница 42

Юный Натуралист 1986-03, страница 42

41

требует мужества и решимости. Именно эти качества помогли сельским школьникам Троше, Усте и Феде в поединке с великовозрастным хулиганом, «забронированным допризывником» Ханыгой и равнодушным, жестоким ездовым Гаши-линым не только выстоять, но и победить — отстоять от побоев и смерти старую, «заслуженную» лошадь-труженицу, лошадь-воина.

Гоша и его товарищи не просто добились торжества справедливости. На пороге взрослой жизни они на собственном опыте удостоверились, что добро само по себе не побеждает, а зло само по себе не отступает. Надо бороться. Это для них обнадеживающий урок на все предстоящие годы. Поступок ребят — поучительный урок, урок-укор и для взрослых, которые, что греха таить, не так уж редко в повседневной суете, в заботах о «деле», в хлопотах о хлебе насущном забывают, что не хлебом единым жив человек. И все больше опутывает их паутина равнодушия, а оно, как известно, лучше всего помогает расти и цвести сорнякам зла в разных его обличьях. Вроде бы не было у Ханыги и Гашилина союзников и покровителей, вроде бы все возмущались их наглостью и жестокостью, вроде бы каждому жаль было горемычную лошадь Зину. Но все это как бы со стороны, мимоходом и между делом. Пошумят, посетуют, да и только. Так бы и продолжалось, и совершил бы Ханыга свое черное дело, если бы Троша, маленький бесстрашный рыцарь, не встал бы перед дулом ружья, не заслонил бы собой своего четвероногого друга. И взрослым стало стыдно. И они сделали то, что давно должны были сделать.

Можно красноречиво и убедительно говорить о том, как благотворно в нравственном и эстетическом отношениях для детей их общение с природой, с «братьями нашими меньшими». Это, безусловно, принесет пользу. Однако никакие проповеди, разъяснения и поучения не идут в сравнение по силе воздействия с талантливым художественным показом того, как влияет на душу юного человека дружба с природой. Именно это и делает А. Коркищенко в каждом своем произведении. Читаешь любое из них и убеждаешься, что природа для писателя не красочный фон, на котором происходят события, а их актив

ный участник и даже главный побудитель тех или иных очень важных поступков юных героев.

Ни в пейзажных зарисовках, которыми богата проза писателя, ни через своих героев — то непосед, сорванцов, то мечтателей — автор никогда не умиляется красотами родного края на манер заезжего дачника. Чуждо ему и чисто утилитарное отношение к многообразию естественного мира, хотя кому, как не ему, выросшему в селе, ведомо, что и земля, и река, и солнце, и дождь — кормильцы и поильцы человека. Просто он знает, чувствует, ощущает: человек без природы не полон ни в труде, ни в творчестве, ни в добрых делах и помыслах, ни в мечтах, ни в любви. Это свое знание, эту веру он хочет сделать знанием и верой молодых читателей. Произведения писателя не раз публиковались на страницах «Юного натуралиста».

И все же как ни своеобразен мир детских и подростковых переживаний, стремлений и интересов, он вовсе не представляет собой нечто замкнутое, изолированное. Дети живут среди взрослых и даже в своих играх осваивают их бытие. Не всегда это происходит гладко, как говорится, без сучка и задоринки. Ведь взрослые очень разные. Не все из них являют собой достойный пример для подражания. Да и между «хорошими» взрослыми и детьми возникают недоразумения и взаимное непонимание, из-за чего в проигрыше остаются и те и другие. Подобные ситуации писатель показывает и в «Старой лошади Зине», и во «Внуках красного атамана», и в рассказе «Джигит», и в других произведениях.

При этом он не ограничивается утверждением: бывает, мол, и так, на то она и жизнь со сложностями, которые не разложишь по полочкам. Не прибегая к поучениям, исподволь, на конкретных фактах, событиях, поступках автор подводит к мысли: взрослые не должны относиться к детям свысока как к «несмышленышам», в каждом из них надо видеть личность; детям при всем их похвальном стремлении к самостоятельности не обойтись без опыта старших. Об этом книги писателя. И давайте доверимся власти творений, созданных художником.

В. ТЫРТЫШНЫЙ