Юный Натуралист 1986-04, страница 16

Юный Натуралист 1986-04, страница 16

15

поползней. В старом лесу, где гигантские, побитые грозами дубы соседствуют с дуплистыми вековыми липами, уже в конце февраля слышались громкие свисты поползня обыкновенного. Это пение продолжалось и весь март. Иногда удавалось увидеть и самого певца, усевшегося на толстый горизонтальный сук и высоко задравшего голову. Все это говорило о том, что поползни собирались загнез-диться в этом участке леса. И вот с начала апреля, когда большинство птиц только начали возвращаться на родину, поползни приступили к постройке гнезда. Вернее, начала строить гнездо самка, а самец продолжал петь.

Поползни обычно зани

мают старые дупла, нередко поселяются в развешанных в лесу скворечниках. На этот раз самка присмотрела естественное дупло в старой липе невысоко над землей. Широкий вход в дупло и его стенки она оштукатурила глиной и начала таскать внутрь подстилку.

Это были тонкие кусочки сосновой коры. Гнездовая подстилка так же, как и обмазка глиной входа дупла, легко позволяет отличить гнезда поползней от жилищ других птиц-дуплогнездников.

Строительство продолжалось более десяти дней. В дождь самка прекращала работу. Потом птица пропала из виду, и можно было подумать, что она бросила гнездо или погибла в когтях хищника.

Но, продолжая наблюдения, я однажды увидел, как самец подлетел к дуплу, из которого вскоре вылетела самка и приняла корм.

А когда кончился апрель и леса покрылись дымкой молодой листвы, обе птицы поочередно начали носить в дупло корм. Значит, после двухнедельного насиживания в гнезде вылупились птенцы. Не менее трех недель они находились в хорошо защищенном от хищников дупле с узким оштукатуренным входом. С рассвета до сумерек летали к гнезду взрослые поползни, таская корм и унося белые капсулы, следя за чистотой своего жилья.

В. ГУДКОВ Рис. автора

Потребность в игре жизненно необходима животным, иначе они будут болеть. Если они не смогут быстро двигаться, применять силу, в их организме нарушаются нормальные процессы. Иногда животные, лишенные возможности играть, даже гибнут от стресса.

В игре они закаляются, учатся защищаться и нападать, легче переносить трудные условия.

Этот кадр сделала Светлана Мелько из латвийского города Лудза, ей очень понравилось необычное поведение собаки и козленка.