Юный Натуралист 1986-05, страница 34

Юный Натуралист 1986-05, страница 34

33

гнезда и едва коснувшись земли, она на большой скорости несется по такыру (сухой, растрескавшейся почве). Приостановившись около кустика, резкими боковыми ударами клюва разворошит небольшой муравейник, а через несколько секунд поймает крупного жука-слоника, сняв его в прыжке с ветки саксаула, и тут же закопает про запас в песчаную почву. Пробежав дальше, потеребит одну, затем вторую ветку и, отломив от нее кусок, уже на полной скорости устремится к гнезду. А в этс^ время вторая птица, пристроив пучок мягкой выстилки, ждет первую и осматривает свои владения с вершины сухого дерева.

При всей своей чрезвычайной подвижности сойка осторожная, скрытная и молчаливая птица, подающая голос только в момент наивысшего возбуждения. Благодаря такому поведению, а также из-за резко ограниченного ареала далеко не каждый побывавший в этих местах видел ее в природной обстановке.

С появлением на почве первых проталин сойки приступают к строительству гнезда. По архитектурному замыслу это шарообразное сооружение с одним основным и, как правило, вторым запасным выходом размером поменьше, который хозяева используют в аварийных случаях. Наиболее предусмотрительные пары ухитряются делать даже по три выхода!

Внешне гнездо, зажатое между стволом и боковыми ветвями, напоминает сорочье, но значительно уступает ему размерами. Просвечивающий со всех сторон свод крыши, достигающий у отдельных пар полуметровой толщины, сложен из веточек саксаула с примесью колючих обломков джузгуна, выполняющего роль каркаса, да и врагам тогда труднее добраться до потомства.

Внутренняя часть гнезда, напоминающая толстый войлок, изготовляется из коры и луба кустарников, паутины и коконов пауков, шерсти домашних и диких животных, птичьих перьев.

Готовые гнезда мало заметны даже на близком расстоянии и очень уютны.

После того как гнездо практически готово, самки начинают нестись и откладывают по 4—6 зеленовато-голубых яиц, покрытых бурыми пятнами. Насиживает их в течение двух с половиной недель только самка, а заботливый супруг подкармливает ее на гнезде.

Когда появятся птенцы, родители приносят прожорливому потомству разнообразных насекомых, мелких ящериц и зеленые плоды эремурусов. Среди всех представителей семейства врановых саксаульная сойка тщательно следит за санитарным состоянием своего дома.

В возрасте 18—20 дней окрепшие птенцы один за другим покидают ставшее тесным гнездо и, следуя за родителями, уходят на барханы. Теперь под опекой отца и матери они учатся самостоятельно добывать корм, летать, вовремя замечать опасность и пережидать ее, затаившись за ближайшим кустом.

Однако далеко не всем удается дожить до этого. Около 80 процентов гнезд гибнет от многочисленных здесь любителей полакомиться кладками и беззащитными птенцами.

Видовое название саксаульной сойки отражает ее тесную связь с саксаулом. Только на его деревьях среди песчаного моря барханов она устраивает свои гнезда. В зимнюю пору, когда необозримые пространства пустыни покрыты сплошным снежным покровом, затрудняющим добычу корма, это дерево предоставляет сойке и другим зимующим птицам богатый урожай в виде семян-летучек, дает возможность вести оседлый образ жизни, а не улетать, подобно перелетным птицам, в заморские страны. В свою очередь, сойка, питаясь семенами саксаула, большую их часть «пускает по ветру», а значит, помогает его расселению и закреплению сыпучих песков.

Саксаульная сойка, и особенно ее илийский подвид, по праву занесена в Красную книгу Казахской ССР, поскольку даже в сравнительно небольшом по размерам ареале она обитает далеко не повсеместно. Эта птица явно избегает равнин, а также мест с густыми саксаульниками. Чаще ее можно встретить среди такыров и песчаных барханов, склоны которых поросли редкими кустиками саксаула.

Сохраняя в неприкосновенности такие места, мы обеспечим безопасную жизнь в Южном Прибалхашье не только саксаульной сойке, но и еще десятку редких и исчезающих видов животных нашей страны.

Б. ГУБИН,

кандидат биологических наук