Юный Натуралист 1986-07, страница 36

Юный Натуралист 1986-07, страница 36

НШО ПУСТЫНИ

Трудно сказать, когда верблюда назвали кораблем пустыни. Во всяком случае, это произошло очень давно, ведь одомашнил его человек за много веков до нашей эры. Тысячи лет верблюд был единственным транспортом у людей, живущих в пустынях. На нем ездили, возили грузы, использовали при сельскохозяйственных работах. Верблюд легок на ногу, в день он проходит 80—90 километров.

Верблюд прекрасно приспособлен к жизни в пустынях и степях. Густая шерсть надежно защищает его от ночные холодов и полуденного зноя. Он нетребователен к пище, порой на пастбищах трудно найти что-нибудь, кроме колючек и солянок, но они-то и составляют основу его питания. Животные по нескольку дней могут не пить, а это в условиях безводья немаловажно. Спокойно пасется, шагает с грузом верблюд по раскаленному, пышущему жаром сыпучему песку, потому что нижняя поверхность его ступни представляет собой эластичную мозолистую подушку.

Верблюдоводство у нас в стране развито в Южном Поволжье, Казахстане, Средней Азии. Животных разводят на фермах, в колхозах и совхозах, держат в крестьянских домах. Человеку они дают шерсть, молоко, мясо, кожу.

В Марыйской области есть Сакар-Чагинский район, на его территории расположен государственный племенной верблюдоводческий завод «Сакар-Ча-га» — крупнейшее хозяйство этой отрасли.

Одногорбых верблюдов—дромедаров — здесь более полутора тысяч, да еще в каждом доме по одному, а то и по нескольку держат, словом, настоящее верблюжье царство. И в этом я убедился в первый вечер, когда в поселке раздался рев — с пастбища возвращалось стадо верблюдов. Животные, раскачиваясь, вышагивали по улице, останавливались у своих домов, где их ждали хозяйки. Скоро запахло молоком — началась дойка.

Утром снова молочный аромат и верблюжий рев — животных погнали в пусты

ню. И так каждый день - зимой и летом, весной и осенью.

- Что ж, поедем по табунам, посмотрим на верблюдов. — предложили сотрудники хозяйства.

Раз в год, когда весна набирает силу, а до зноя остается несколько дней, примерно в середине апреля начинается стрижка дромедаров. Животных из пустыни сгоняют к длинному, узкому коридору, сложенному из толстых бревен,— это верблюжья «парикмахерская» на десять мест. Партию дромедаров загоняют туда, отгораживают каждое животное бревном, так что ему не повернуться, и, стоя на помостах, люди начинают стричь их электрическими машинками. Шерсть гирляндами сползает с верблюдов, ее складывают в мешок и уносят на сортировку.

Быстро стригут машинками верблюдов. За день два человека снимают шерсть со всего табуна в 100 голов. С одного дромедара в среднем получают более двух килограммов шерсти, но среди них есть и рекордсмены, которые дают до четырех килограммов.

Люди нашли широкое применение верблюжьей шерсти. В Туркмении из нее