Юный Натуралист 1986-07, страница 38

Юный Натуралист 1986-07, страница 38

лей,— через нее они не перешагнут. Почему? Это одна из многочисленных загадок в поведении верблюда.

Впрочем, такие побеги для животных совершенно безопасны. В Каракумах у них нет врагов. Волкам взрослый верблюд не под силу, тигры давно уже в тугаях не водятся. И все-таки у дромедара есть враг, и он его панически боится — это комар. Не живется хорошо верблюду, где поднялся по берегам рек и каналов тростник,— там царство комара. Не любят верблюды сырые места.

В Сакар-Чагинском заводе ведут борьбу с комарами, окуривают места их скоплений. Ветеринарные врачи делают верблюдам профилактические прививки.

Крупные, стройные здесь дромедары. Вес самцов 600—800 килограммов, самок меньше — 450—600. Живут дромедары примерно 40 лет. Самка 8—10 раз приносит потомство — и всякий раз только одного очень симпатичного верблюжонка.

Хороши сакар-чагинские верблюды, все как на подбор — красивые, трудно из них какого-либо выделить. Но в дни праздников сотрудники хозяйства находят все-таки самого лучшего.

По команде дромедар ложится на землю, и на него надевают специальное верблюжье деревянное седло — хоут. Его укрепляют на горбу, и спина животного становится ровной. а чтобы удобнее было сидеть, на хоут кладут мешок с травой. Потом седло покрывают кошмой или ковром. На голову надевают что-то вроде разноцветного колпака со шпилем. Называется это украшение «гурба». На бока и на грудь верблюду набрасывают сшитую из ярких кусков материи попону. Потом на шею | прикрепляют большой медный колокол. Но не только он один будет звонить по дороге. С ним начнут перекликаться мелкие колокольчики, их повесят на колени дромедара после того, как на него сядут и дадут команду «чу» — вставать.

И пойдет корабль пустыни неторопливо, уверенно, слегка раскачиваясь, по праздничным улицам поселка.

И. КОНСТАНТИНОВ автора