Юный Натуралист 1986-07, страница 37

Юный Натуралист 1986-07, страница 37

вязали варежки, свитеру. Из нее стегали одеяла, набивали ею подушки. Делали ткани и шили из них легкие летние мужские халаты — чекмены. И никогда не делали носки, кошмы, ковры. Обычай запрещал ходить по шерсти.

Со стригалями верблюды встречаются раз в год. А вот доят верблюдицу несколько месяцев подряд, и в день не меньше четырех раз. Все это время рядом с верблюдицей должен быть ее малыш. Не будет его — тут же исчезнет молоко. Перед дойкой его подпускают к матери, он начинает сосать ее, но долго ему не дают наслаждаться. Подходит доярка, аккуратно отодвигает малыша и начинает быстро доить верблюдицу, пока та не заметит обмана. Если заметила, молоко исчезнет.

В Туркмении верблюжье молоко пьют цельным, делают из него масло, агаран — продукт, напоминающий кисловатый, очень жирный мягкий творог, но главное, что из него готовят — чал. Напиток этот любят во всех уголках республики. Он утоляет жажду, приятен на вкус — слег

ка кисловат, нежирен. Чал хорошо усваивается организмом, оказывает тонизирующее влияние, способствует пищеварению.

В Сакар-Чагинском заводе есть доярки, которые справляются с 25 дромедарами. Они никогда не кричат, не обижают их. Иначе нельзя, ведь верблюд очень обидчив и при случае, даже если пройдет много времени, может отомстить: ударить, укусить, подмять. Вообще, память у верблюдов отличная. Были случаи, когда племенных дромедаров продавали за сотни километров в другие области, везли туда на машинах, по железной дороге. И каково же было удивление, когда спустя несколько недель после продажи верблюды- возвращались на свою родину — в «Сакар-Чага». Беглецам приходилось преодолевать вплавь бурную и довольно широкую Амударью, пересекать Каракумы.

Поэтому сразу после покупки за ними надо внимательно следить, а лучше выпускать их в загончик, огороженный веревкой, натянутой невысоко над зем-