Юный Натуралист 1986-10, страница 27

Юный Натуралист 1986-10, страница 27

25

привычных африканских баобабов мада-гаскарские отличаются тем, что их гладкий и ровный ствол напоминает пузатую бутыль, диаметр которой метров пять. И живут они невероятно долго — до пяти тысяч лет. А цветут эти долгожители всего несколько часов, да и то в ночное время.

Сворачиваем с основной автомагистрали. По обе стороны дороги потянулись обширные плантации агавы. Кое-где виден дым — это выжигают растительность под новые насаждения агавы. Но владелец этих плантаций все же пощадил от истребления уникальные реликтовые рощи. Их-то мы и хотим осмотреть. Некоторые породы деревьев, растущие в этих лесах, появились на Земле несколько сот миллионов лет назад. Ведь именно тогда, как полагают многие ученые, Мадагаскар отделился от гипотетического материка Гондваны, связывавшего Австралию, Азию, Африку, Южную Америку и Антарктиду. Благодаря островной изоляции здесь и до сегодняшнего дня сохранилось множество чудес древнего растительного и животного царства.

Реликтовый аллуодиевый лес. Чтобы понять, что это такое, представьте себе пирамидальный тополь в зимнюю пору. Причем не стройный красавец, а неоп-рятно-разлапистый, у которого пронесшийся ураган обломил верхнюю половину и вывихнул многие крупные ветви, а мелкие вообще срезал бесследно. Облепите это воображаемое дерево зелеными листочками и колючками, а на верхушку некоторых веток прикрепите по соцветию невзрачных мелких цветов. Натыкайте этих нелепых деревьев в беспорядке среди разных колючих кустарников и кустов. Кроме того, не скупясь на выдумку и фантазию, повтыкайте, где удастся, кривых и длинных жердей (без веток!), толстых прутьев и палок. Но их тоже надо усеять острыми, как у акации, шипами, торчащими перпендикулярно стволу. Нечто подобное увидели мы по обе стороны от дороги. Это был лес из аллуодий нескольких видов.

Но еще более страшным оказался диди-ереевый лес. Описать его —- задача еще более сложная. Вначале все как-то растерялись, оказавшись в окружении этого густого переплетения мертвенно-серых, нелепых и каких-то неестественных по форме стволов и веток, сплошь усеянных длинными иглами, с которых свисали

бородки рыжеватых лишайников, а землю устилали сизые папоротникообразные растения и мхи.

Благодаря стараниям наших ботаников саженцы дидиереи, а также экспонаты в засушенном объемном виде теперь получили ведущие ботанические институты страны.

Притихшие и какие-то ошарашенные, как после только что просмотренного фильма ужасов, едем обратно.

И как блистательный венец этой прекрасной экскурсии в уникальную мада-гаскарскую природу была невероятная по ширине и яркости радуга, образовавшая сказочную небесную арку.

«Ну, это уж слишком!» — растерянно пробормотал мой молчаливый сосед.

Да, что-то уж слишком много чудес в один день...

Виталий Александрович Николаенко работает лесничим Кроноцкого заповедника. Что ни день, то он отправляется в путешествие, близкое или подальше по заповеднику, что ни поход, то наблюдение.

Судите сами.

СЕЛЬДЕВАЯ АКУЛА

В устье реки Шумной в Кроноцком заповеднике стоит кордон. Утром часов в семь выхожу из избушки. Солнышко только-только коснулось лучами верхушек деревьев. Смотрю и глазам не верю: огромная глыба с остроторчащим крылом лежит на берегу океана. Сразу подумал: «Касатка». А когда подошел, vbii/uvi.