Юный Натуралист 1986-10, страница 25

Юный Натуралист 1986-10, страница 25

мым интересным, потому что увидели мы гораздо больше, чем во время походов вдоль реки,— ведь не надо было продираться сквозь прибрежные заросли.

Веребушка делает много поворотов и часто озадачивает путешественников своими порогами. Именно в таких местах на берегах чаще всего нам стали встречаться какие-то неизвестные растения с крупными красивыми желтыми цветами. Это был настоящий подарок! Недавно я попыталась определить эти растения — оказалось, это касатик водяной, или ирис золотистый.

Еще один подарок Веребушки — большая лиственница на берегу. Раньше я никогда не видела этого дерева в наших местах. Открытием для меня были и заросли папоротника страусника обыкновенного в том месте, где мы остановились на ночлег. Я почувствовала себя здесь, как в доисторическом царстве динозавров и летучих ящеров.

А утро преподнесло нам новый подарок — в речке, неподалеку, совсем нас не опасаясь, плескался бобр.

Речка просыпалась, сбрасывая с себя последние хлопья тумана и искрясь в лучах восходящего солнца. У самого берега копошились в воде сотни головастиков, которые ничуть не испугались и не бросились врассыпную, когда я протянула к ним руку. Опять подарок — почти ручные головастики! А может быть, они просто еще не проснулись?

Чудесная моя Веребушка!

Маша ПОПОВА

Ленинград

Следующее путешествие в Среднюю Азию — в Каршинскую степь, которая с юго-востока примыкает к пустыне Каракумы. Вместе с участником биологической экспедиции Дмитрием Анатольевичем Бондаренко мы побываем в одном из узбекских поселков, где произошла интересная встреча.

ОПАСНАЯ ГОСТЬЯ

Наша биологическая экспедиция базировалась в небольшом, утопающем в зелени садов поселке на берегу Кашкада-рьи. Как-то в конце августа мы вернулись на базу из очередной поездки. Машина была разгружена, и распакованный ба

гаж занял свое место в комнате. Вдруг с улицы донесся ребячий голос, кто-то настойчиво звал меня. Я вышел и у порога увидел невысокого скуластого паренька. Махнув рукой в сторону дома, стоящего на краю поселка, паренек сказал: «Илан». По-узбекски это слово означает — змея. Мне иногда приходилось встречать в сельских постройках змей и по просьбе местных жителей вылавливать их. Все они, без исключения, были безобидными разноцветными полозами.

Однако на этот раз приглашение мальчика меня не обрадовало, хотя и беспокоила судьба животного, которое в любую минуту могли уничтожить.

В самой дальней, ярко освещенной комнате среди лежащих на полу ярких стеганых курпачей (матрацев) и подушек виднелось тело крупной змеи. По внешним признакам нетрудно было определить, что перед нами среднеазиатская кобра—одна из самых ядовитых змей страны. Эта крупная змея встречается с каждым годом все реже, несмотря на то, что охраняется законом.

Я зацепил кобру концом палки и вытащил ее на открытый участок пола. Теперь она приняла характерную позу — подняла переднюю часть тела, расправила на шее «капюшон» и предупреждающе зашипела. За долгий знойный день поме