Юный Натуралист 1986-11, страница 7

Юный Натуралист 1986-11, страница 7

5

Петр Трофимович объяснил: «Затон-ский лесхоз экспериментирует, ищет пути рационального использования лесных угодий. Кроме древесины, лес располагает запасом зелени, которую можно использовать для корма животным. Для освоения кормовой биомассы сосняков-беломошников необходим северный олень. Сейчас ставится задача возвратить северного оленя в лесную зону. Мы завезли этих северных животных, чтобы научиться правильно обращаться с ними».

Для подкормки оленей ребята вяжут за лето 5 тысяч крапивных и березовых веников, запасают ягель.

Пока мальчики заняты этой работой, девочки выезжают на прополку клюквенной плантации. Плантация тоже эксперимент. Раньше тут, на топях, клюквы было много, но начались торфоразработки, клюква на подсохших болотах исчезла. И тогда работники лесхоза решили засадить выработанные торфяные площадки клюквой. Местная ягода оказалась мелковатой, тонкие, слабые ветви стелились по земле.

Ученые из Белоруссии писали коллегам: «Попробуйте посадить сорта Франклин и Ранняя черная». И оказались правы: ягода этих сортов крупная, с вишню величиной, стебли крепкие, стоят упругим жестким ворсом.

Выскочив из автобуса, девочки перепрыгивают через канавку, поддерживающую уровень воды на поле. Вода в ней как крепко заваренный чай. Это от торфа. Он мягко пружинит под ногой, но его не видно под зеленым мхом. Мох и клюква представляют собой пример прекрасного симбиоза. Замечено, что при морозе торф, сжимаясь, выталкивает кустики клюквы из почвы, и они замерзают. Если же рядом мох, такого не случится.

А вот пушица — злейший враг клюквы. Ее нежно-желтая головка рассеивает по полю великое множество семян-парашю-тиков. Словно вражеский десант, опускаются они на поле, чтобы, укоренившись, уничтожить посевы.

Разбившись на звенья, девочки соревнуются в быстроте прополки. Но основное условие победы — чистота участка, дается она нелегко.

В урочный час подкатывает автобус. Хорошо откинуться в кресле, расслабиться. Так бы и ехал долго-долго по тенистой лесной дороге. Но вот показался яркий

теремок с высоким резным крыльцом, узорчатыми наличниками. За ним другой, третий. Целый городок среди елей и сосен. Возле домиков сушится шиповник. Девочки прихватывают его в дом, и комната сразу наполняется ароматом лесной розы.

Каждый юный лесовод должен собрать за лето не менее одного килограмма шиповника. Но ребята стараются собрать побольше. Школа уже несколько лет одна из первых в области по сбору лекарственных трав.

В прошлом году ребята собрали 180 килограммов шиповника, 35 килограммов березовых почек, 20 килограммов подорожника. А сосновых шишек — больше полутора тонн. Один Сережа Шириков собрал 20 килограммов. Несколько раз ездил он на своем мотоцикле в лес. Если рядом не было низеньких сосен, забирался на большие деревья, привязав к поясу холщовую сумку для шишек. Долго считали в школе Сережу чемпионом. Но не устоял Сережин рекорд. Игорь Давыдов перещеголял друга, собрал 36 килограммов. Вот это результат!

...Падает за окном первый снег. Скоро встанет Волга. До весны умолкнут, скованные льдом, теплоходы. Манит ребят Большая дорога России, как называют уважительно великую нашу реку. Вечное движение, нескончаемый путь, длиною в целую жизнь, новые встречи. Ну а лес? Разве он не вечно нов? Вот и задумаешься тут. Что выбрать? Традиционные здесь профессии судоремонтника, речника или новую — лесничего? Все работы хороши.

Толя Рябинин сделал свой выбор.

Л. ВОЛКОВА Фото В. Ускова и И. Константинова