Юный Натуралист 1987-01, страница 37

Юный Натуралист 1987-01, страница 37

>35

ям и сестрам надо освободить: взрослая самка снова чистит нору и носит мягкую подстилку для гнезда. Значит, скоро появится на свет второй выводок малышей. Для них все начнется сначала.

«Моя нора — моя крепость». Наверное, именно так переиначила бы даурская пищуха известную человеческую поговорку, если бы речь зашла о ее доме. Вся тувинская степь изрыта этими маленькими, но неугомонными строителями подземных галерей! Хорошая нора — второй, после хороших запасов на зиму, оплот благополучного существования даурской пищухи. Собственно «дом» — это нора с большим количеством — до 30 — входных отверстий, со сложным — в два-три этажа — переплетением галерей, с несколькими гнездовыми камерами и многими кладовыми. Нора-дом — это центр, вокруг которого разыгрывается вся жизнь пары пищух, хозяев норы. Зимой она защищает от холода: в подземных переходах температура на несколько градусов выше, чем на поверхности почвы, а в гнезде с толстыми стенками из сухой травы пищухам и вовсе тепло и уютно. Хуже мороза бывает ветер — он раздувает легкую шерсть пищух. Поэтом) пищухи очень не любят ветреную погоду В морозный, но тихий день они выходят на поверхность, сидят перед норами, бегают к стожкам сена. Летом нора защищает пищух от зноя.

В норе пищуха находит спасение и от хищников. От коршуна, пустельги или канюка — юркнул в нору и сиди спокойно, пока хищник не улетит и не стихнут тревожные крики соседей. От перевязки или степного хорька так просто не уйдешь — эти хищники сами в норах жи

вут. Тут пищуху спасает только запутанность ходов ее норы.

Большой дом требует и больших забот. С весны до осени пищухи понемногу чистят и благоустраивают свое жилье: то из одного, то из другого входа в нору выползет на поверхность куча мусора—прошлогодняя подстилка, старый помет, остатки зимних трапез. Вслед за кучей появляется и сама пищуха. Это она, как бульдозер, толкает кучу грудью и носом, подгребая с боков передними лапами.

Каждый год даурские пищухи роют новые камеры и галереи. Сначала зверек разрыхляет грунт, углубляя ход: передние лапы так и мелькают, а вырытая земля летит из-под брюха между задними лапами. Когда разрытой земли накапливается порядочное количество, пищуха разворачивается и выталкивает ее на поверхность. Мелкий щебень выгребает вместе с землей, а вот камешки побольше — величиной с крупный грецкий орех — пищуха выносит в зубах. Новые ходы все разрастаются, а часть старых хозяева перестают подновлять, и они, постепенно ветшая, осыпаются.

Еще много простых норок с одним-дву-мя входами. Там пищухи прячутся, если их застигнет неожиданная опасность.

От защитных норок к норе-дому ведут аккуратные тропинки. Пищухи постоянно ходят по одним и тем же маршрутам, отчего в траве протаптывают стежки.

Когда присмотришься, увидишь, что тропинки в траве не сами собой получились, а специально расчищены и ухожены и что нора — это не просто «дырка в земле», а большой и уютный дом.

Н. ПРОСКУРИНА Рис. А. Сичкаря