Юный Натуралист 1987-04, страница 45

Юный Натуралист 1987-04, страница 45

46

ЧЕРЕМША

В тайгу пришла весна. Зарумянились ветви берез, посвежела темная хмурь елок и пихт. Сугробы осели, набухли водой. Повсюду бойко побежали певучие ручейки и потоки. Таежная речка клокотала и пенилась. В колеях зимника густо замешалась грязь со снегом, пестрели глубокие и опасные разводья, и он стал непроезжим. Наша бригада оказалась отрезанной от основной базы. Запасы продовольствия у нас были. Но за обедом ребята, случалось, пошучивали над поварихой:

— Эх, Настенька! Вкусно готовишь, спору нет. А с выдумкой слабовато. Заладила одно — консервы, то с водичкой, то погуще. Поставь на стол дымящуюся картошку в мундире, кинь лучок перьями, зеленцы какой другой-

Настенька кумачово зарделась. Была она проворная, ко всякой работе привычная. И рада бы постараться, но где раздобудешь свежих овощей в такую рань. По рации запросила базу, выслали вертолет с подкреплением. А над тайгой туман, как в парной бане. Покружился, пострекотал, отыскивая наши походные вагончики, и улетел обратно.

Прошло два-три дня. И вдруг Настенька повесила у своего оконца необычное меню. Ребята еще с порога столовой повели носом, начали переглядываться. Что такое? В воздухе расплывался терпкий запах свежей зелени. Уткнулись в листок с крупным Настенькиным почерком, глазам своим не верят: «Окрошка с медвежьим луком. Салат «Весенний». Пирожки с начинкой из медвежьего луках...

— Надо же, какое угощенье сочинила. Ай да Настя! На медвежий рацион посадила...

Статная, в белом поварском колпачке, Настенька, позвякивая тарелками, с любопытством поглядывала на нас из оконца вопрошающими карими глазами.

— Ну как, ребятки? Одобряете? Весенняя пища, сильная, медвежья...

— Обожди нахваливать,— кивнул бригадир Окоемов,— Запах отменный, попробуем, каково на вкус...

У нас еще не было обеда с такой приправой острот и веселья. Зелень оказалась приятной, напоминая по вкусу нечто среднее между луком и чесноком и еще что-то особое, лесное. Всем понравились салат и окрошка из черемши и тушеного мяса с яйцом, жаркое с зеленью. Даже у самых ворчливых и привередливых разыгрался аппетит, попросили добавку. А пирожки были просто объеденье. Сочные, пряные листья лучка тоже пришлись по вкусу. Похрустывая, мы уплетали их с черным хлебом, присыпанным солью.

Настенька лукаво посмеивалась.

— Это же полезнейшая ранняя травка, копилка витаминов. А запах... Тут промашка вышла, поторопилась, не успела кипяточком обдать, в уксусе подержать, чтобы унять его.

Мы расхваливали Настеньку за выдумку, за то, что приравняла нас в питании к хозяину тайги. Слышались громкие возгласы:

— Хорош таежный лучок! Отрада для души и глаза. Силен, аж слезу вышибает...

Конечно, мы упрашивали ее повторить меню. Она приняла заказ с оговоркой — разыскать самим лук в тайге. А потом рассказала, что отведали мы дикий лук — черемшу. У таежных жителей она всегда в почете. Без нее не обходится застолье, особенно ранней весной, когда нет еще никакой огородной зелени.

С давних времен черемша славилась как лечебная трава. Она спасала от цинги наших землепроходцев, первооткрывателей новых земель и тех, кто обживал их, украшая своим упорным трудом. Добрым словом вспоминают ее участники научных экспедиций, не раз выручала она их в опасные для жизни моменты. Ученые определили, что черемша много богаче витамином С, чем огородный лук или чеснок, не уступает даже лимону. Богата она и другими витаминами. Ее сильные, стойкие фитонциды убивают болезнетворных микробов. Эта травка-целительница укрепляет организм человека, прибавляет сил, здоровья.

Знают толк в черемше и звери. Для медведя весной она спасение в бескормной еще тайге. Очнувшись от зимней спячки, тощий, с обвислыми боками зверь спешит найти черемшу, пасется на ней, нагуливая силу.

Чтобы заслужить Настенькину похвалу и милую улыбку, парни после работы бегали по тайге, разыскивая черемшу. Глядишь, где-нибудь на взгорочке или проталине, а то и рядом с клочьями водянистого снега зеленеет свежая трава с двумя широкими продолговатыми листьями, как у ландыша. Она пышно кустится по сыроватым долинам, заселяет березовые полянки, не пугаясь ни заморозков, ни запоздалой метели.

Бывало, ребята приносили целые вороха свежей зелени. Настеньку забавляло их усердие. Она тоже старалась, удивляя нас своим кулинарным искусством. И верно, полезной оказалась черемша. Хотя на свое здоровье мы не можем пожаловаться, но почувствовали — вроде бодрости, сил прибавилось. Не страшна стала простуда.

Когда бригада переезжала на новое место, ребята суетились возле Настеньки, укладывая ее столовую утварь. Тут не стихало веселье, со всех сторон так и сыпались шутки да прибаутки.

А бригадир особо отметил Настеньку в приказе и от всех поблагодарил.

— Ну, Анастасия Петровна, спасибо! Раскормила нас как на курорте. Ишь какие здоровяки, ворочают, словно медведи. Это черемша твоя помогла нам ловко управиться с делами...

Я. СУХАНОВ