Юный Натуралист 1987-06, страница 18

Юный Натуралист 1987-06, страница 18

16 Stjb

Тфенолога

Жуланы гнездились в ельнике. Самка то насиживала, то куда-то летала за кормом и редко попадалась на глаза. А яркий импозантный самец всегда был на виду. Он садился на верхушку низкой и широкой елки, почему-то выросшей чуть в стороне от других, и тревожным криком возвещал всех о нашем появлении.

Они начинали гнездиться, когда по логам и возле кустов успевали разрастись буйные травы, а листва достигала предельных размеров. В это время каждый этаж леса, каждый клочок луга давал приют и надежно укрывал своих квартирантов.

Жуланы умело прятали свое жилище от постороннего- взгляда. Любили они селиться в колючих густых кустах терновника или дикой груши. Когда самец в одиночку дней через пять заканчивал постройку, самка приступала к откладке яиц.

Гнездо жулана было довольно рыхлое, снаружи уложенное стеблями сухой

крапивы и таволги. Но внутри лоточек был аккуратен и мягок. Гнездо напоминало жилище садовой славки или чечевицы, но по размерам значительно превосходило их. В разных гнездах удавалось видеть от четырех до семи яиц. Но чаще всего их оказывалось пять. По цвету и размерам они сравнительно легко отличались от яиц других лесных птиц.

Пока самка в течение двух недель насиживала, самец добывал и носил ей корм. Чаще всего это были жужелицы и другие жуки. Иногда, ненадолго, он сменял свою подругу на гнезде. Остальное время сидел на одной из своих излюбленных присад и зорко осматривал все вокруг.

Казалось бы, за жуланов особенно беспокоиться не стоит. Птицы и гнездо хорошо умеют скрыть, и постоять за себя и своих птенцов. Так думал я, наблюдая этих птиц в природе. И был огорчен, когда познакомился с исследованиями ленинградских ученых. Оказалось, что только из половины отложенных яиц смогли вылупиться птенцы и дорасти до того счастливого дня,

когда пришла пора вылетать. Следовательно, в среднем гибло каждое второе гнездо. Такой же отход яиц и птенцов был у многих других открыто гнездящихся птиц. Виновниками гибели гнезд оказывались вороны и сойки. Иногда до птенцов и яиц добирались мелкие куньи. Одно из пяти-шести найденных гнезд было брошено птицами еще до того, как выведутся птенцы. Обиднее всего, что в этих случаях в основном повинны были люди. То разобьют палатку или устроятся на отдых возле куста, где загнездились птицы, то, случайно отыскав гнездо, долго рассматривают находку, да и потом возвращаются сюда, чтобы полюбопытствовать, что происходит в знакомом гнезде.

Изучая гнездовую жизнь птиц, мы научились выслеживать и находить различные гнезда, приобрели навык осторожно, из засад и укрытий, наблюдать за гнездовьями. Что толку в наблюдениях за гнездом, когда обеспокоенные птицы ведут себя совершенно неестественно? Нарушается и частота подлета к гнезду с кормом, и ритуал передачи добычи птенцам. И есть опасения, что птицы могут бросить кладку или даже птенцов.

Мы поняли самое главное: каждое жилое гнездо птицы — это большая ценность. Поэтому день, когда птенцы покидали гнезда, считали для себя праздником. Сколько опасностей ждет их, особенно в первые дни, пока они еще так беспомощны и неопытны! Маленький короткохвостый птенчик по-