Юный Натуралист 1987-09, страница 27

Юный Натуралист 1987-09, страница 27

эпоху печально знаменитого ДДТ. Когда этот препарат только появился, а было это в сороковые годы, он казался панацеей от всех бед. Наконец-то, думали энтомологи, найдено средство избавления от наших извечных конкурентов в борьбе за пищу, а также с переносчиками болезней. ДДТ сыграл большую роль в борьбе с малярией. Но обнаружилось, что ядовитый препарат обладает опасным для организма людей и многих животных свойством накапливаться в окружающей среде. Насекомые же сумели довольно быстро к нему приспособиться. Появились расы, маловосприимчивые к ДДТ и подобным ему инсектицидам. Вот уже более десяти лет ДДТ запрещен, разрабатываются новые препараты, а насекомые приспосабливаются и к ним. Сейчас насчитывается уже больше четырехсот устойчивых к ядохимикатам видов насекомых.

А между тем в природе есть своя управа на этих вредителей. У каждого из них не меньше десятка врагов. К примеру, у вредной черепашки, самого опасного вредителя зерновых, их 62, у серой зерновой совки 29, а у яблонной плодожорки около сотни. Вот почему в природных сообществах крайне редки вспышки размножения вредителей, столь обычные в наших садах, полях и огородах. В природе постоянно поддерживается динамическое равновесие, регулируется численность видов.

Вот этих-то врагов наших врагов вы и видите здесь в коллекции.

— Но ведь они такие крохотные, во много раз меньше той же гусеницы плодожорки...

— Они маленькие, почти незаметные, но их миллионы! Вступая в бой с противником, они действуют разными способами. Одни из них откладывают яички в тело вредной гусеницы. Придет срок, и из нее вылетит целая туча крылатых существ. Эти насекомые относятся к группе паразитов, ведь они живут за счет других организмов. Но в данном случае это в высшей степени полезные паразиты. Есть и такие, которые откладывают свои яйца в более крупные яйца вредных насекомых. К ним относится известная многим хозяйствам трихограмма — враг многих совок и плодожорок. Другие парализуют жертву меткими уколами. Так поступают многие осы. Всем известные божьи коровки, а их много ви

ФП В СТРАНЕ

ш

ё

дов, охотятся за тлями и поедают их. К хищникам относятся жужелицы и муравьи. Все эти насекомые объединяются названием «энтомофаги».

— А нельзя ли «поручить» энтомофа-гам защищать наш урожай! Врагов своих они знают.

К этому мы и стремимся. Некоторых энтомофагов уже размножают в промышленных масштабах. Например, в нашей стране имеется около 1400 биофабрик, где разводят трихограмму. Разводят и златоглазку, хабробракона, хищного клеща фитосейулюса. И выпускают в сады, теплицы, на поля, где они вступают в борьбу с вредителями. Но использование энтомофагов — задача очень непростая. Например, надо тщательно подобрать вид и расу трихограммы, чтобы она не погибла в борьбе с местными видами. Не менее важно рассчитать время выпуска с учетом погодных условий. Одна из проблем: как совместить использование энтомофагов с химическими обработками, от которых они гибнут массами. В ближайшем будущем мы не обойдемся без применения химии в сельском хозяйстве. Значит, обработку надо проводить так, чтобы она наносила полезным насекомым минимальный вред.

— О полезных насекомых люди знают пока очень мало. И нередко не могут отличить друзей от врагов.

— Да. Вот характерный пример. На Дальнем Востоке водится так называемая божья коровка удивительная — очень полезный вид, уничтожающий массу вредителей. Зимует она в расщелинах скал, часто устраивается на зиму в таежных зимовьях, сараях, подвалах домов. В апреле просыпается и покидает убежища. Вот тут-то ее начинают безжалостно уничтожать. Почему? Оказывается, на Дальнем Востоке встречается другой вид божьих коровок — коровка картофельная, опасный вредитель. Не умея отличить вредное насекомое от полезного, люди губят своих друзей.

Нередко по соседству с человеком поселяются полезные осы-полисты. Казалось бы, надо радоваться — ведь теперь у сада или огорода появился надежный сторож. Одна оса за день убивает десятки вредных гусениц. Но как ча