Юный Натуралист 1987-09, страница 43ладают к тому же большей устойчивостью к стрессам, чем нормально окрашенные особи. Чучела белого ворона и черного зайца-бе-ляка вызывают особый интерес наших посетителей. Меняется их привычное представление об этих животных. Шкурку черного зайца прислали в музей охотники Чувашии. Во время охоты с гончими перед изумленными стрелками, в растерянности опустившими ружья, выскочил совершенно черный зверек и задал стрекоча. Такой заяц, конечно, очень заметен на снегу, поэтому у него меньше шансов выжить и оставить потомство, чем у собрата, имеющего покровительственную окраску. Экспонаты музея показывают широкий диапазон изменчивости организмов, обеспечивающий возможность отбора, а значит, эволюции. Органический мир развивался, изменяясь на протяжении миллионов лет. Об этом рассказывают скульптурные реконструкции ископаемых животных. Побывав в музее, вы узнаете, что предок хоботных животных — меритерий — не имел ни бивней, ни хобота и ростом был чуть выше метра. Рядом с ним чучела двух современных слонов выглядят гигантами. Мощный хобот, который развился у слона в процессе эволюции, стал замечательным органом, способным выполнять разнообразные действия. А маленькое четырехпалое существо — эогип-пус, начинающее родословную лошади, лишь отдаленно напоминает современного коня. Эти крайние в эволюционных рядах животные связаны переходными формами. Выживали самые приспособленные. Их полезные качества передавались потомству. Один из разделов экспозиции посвящен человеку. Теория Дарвина о происхождении человека от общего с обезьянами предка остается непоколебимой. В залах музея одна из скульптур изображает первобытного человека, сидящего на хоботе поверженного мамонта, другая — его единоборство с пещерным медведем. В те далекие времена уже начало проявляться влияние человека на природу. Как мы знаем, со временем оно стремительно усиливалось. О его трагических последствиях в наши дни рассказывает грустная коллекция. Это редкостные чучела животных, полностью истребленных в недавнем прошлом или оказавшихся на грани исчезнования. Среди них странствующий голубь, бескрылая гагарка, птица кагу с острова Новая Каледония, лемур-руконожка с Мадагаскара, скелет дронта. Такие экспонаты не могут никого оставить равнодушным. Они как сигнал бедствия, дошедший до нас из прошлого. Задача музея — научить всех нас экологическому мышлению, воспитать ответственность за будущее мира, в котором живем. Этой главной цели служит уникальная коллекция. В ней все экспонаты объединены одним эволюционным замыслом. Поэтому музей и назван именем великого натуралиста — Чарлза Дарвина. В. МУЦЕТОНИ |